В первые годы нынешнего века мне часто доводилось бывать в Царском Селе. Вспоминается, как тогда там укладывали плитку на территории вокзала, примыкающую к железнодорожным путям. Это создавало определенные неудобства для пассажиров электричек. При выходе из выгонов или при посадке люди вынуждены лавировать между штабелями заготовок и рабочими, занимавшимся своим делом.
Зато теперь, приезжая сюда, невольно обращаешь внимание на то, что за двадцать лет не появилось ни одной трещины или выбоины. И даже там, где находятся решетки для стока ливневых вод, все аккуратно подрезано и пригнано. Собственно, удивляться этому не стоит. И изготавливали плитку, и укладывали ее мастера. В те же времена, когда бывал во Владикавказе, тротуарное покрытие на проспекте Мира буквально вылетало из – под подошв. Разумеется, его вскоре заменили, но в том-то и дело, что не один раз. При этом вполне допускаю, что в городе есть и участки, где можно встретить «долгожителей» из камня или керамики.
Умелые руки, помноженные на чистую совесть, – не такое уж редкое явление. У меня всегда вызывали особое уважение люди, которые делают свою работу лучше, чем их коллеги, даже если те сами не лыком шиты. Еще одно воспоминание, уже из советской эпохи. Зашел в московскую парикмахерскую постричься. Несколько человек ожидало своей очереди, я поинтересовался, кто крайний и присоединился к ним. И только тут заметил, что в зале перед зеркалами занято лишь одно кресло.
Возле других стояли две женщины в фирменных халатах со скучающим видом. Мне объяснили, что очередь – к мастеру, а так – милости просим. Я решил потратить два или три часа во имя торжества профессионализма. И в ходе всех манипуляций надо мной сознание было проникнуто ощущением важности момента и собственной значимости. Профессионалом можно быть даже там, где не требуются недюжинные способности, но необходимо нечто иное. В поселке Вырица, что в часе езды от Петербурга, торговал овощами и фруктами человек преклонных лет, уроженец одного из пограничных с Россией государств на юге. Когда он умер, местные жители оставляли букеты цветов на опустевшей деревянной стойке. А когда ее убрали, клали цветы прямо на землю. Так люди выражали свою благодарность покойному за то, что он никого не обсчитывал и не обвешивал, в ущерб себе отбраковывал часть товара, если находил его некондиционным, делал скидку тем пенсионерам, которые одеты победнее, и был приветлив со всеми покупателями. А теперь представьте себе, насколько же велика цена профессионализма, когда речь идет, например, о здоровье и даже о жизни. Дочери моего друга предстояла сложная операция. Он не находил себе места от беспокойства. Но все закончилось благополучно. Хирург, который был главным действующим лицом, потом сказал : «Я прошелся по самому краюшку железы». Прошелся. Как будто по Тверской или по Невскому. А ведь он сделал то, чему позавидовал бы даже искусный ювелир.
С профессионалами непросто. Они знают себе цену, независимы в поведении и мнениях, и порой даже свысока посматривают на остальных. Хотя это не красит их точно так же, как тех, кто тщетно изображает некую величину. Может раздражать и перфеккционизм, свойственный людям, которые наделены талантом, особой требовательностью – прежде всего, к самим себе. Один из великих импрессионистов Эдгар Дега охотно дарил свои полотна многочисленным друзьям и знакомым. Но всякий раз, приходя в гости и видя свое произведение на стене, тут же хватался за кисть и краски, которые всегда таскал с собой, и вносил какие-то исправления. Не всегда удачные с точки зрения владельцев. В конце концов они стали прятать от художника его подарки. Не так легко различить грань между профессионалом и хорошим специалистом. В обоих случаях базовым условием является полная компетентность в своей сфере деятельности. Но один человек может постоянно обогащать свои знания и представления, а другой – довольствоваться старым багажом – испытанным и надежным до поры до времени. Истинный «профи» не боится новых подходов и экспериментов. Это естественная составляющая его мира. Он живо интересуется тем, что происходит в смежных областях применения человеческих сил, так как умеет извлечь что-то полезное для себя и там или по крайней мере – пищу для размышлений.
Сегодня приходится сталкиваться с удивительным явлением. Спрашиваешь студента за несколько месяцев до получения диплома, кем он собирается стать ? И в ответ юноша или девушка часто пожимают плечами : «Как получится». А ведь мы говорим о том, чему предстоит посвятить половину своего земного существования. И даже если пробовать то одно, то другое, эта половина так и уйдет на длинную цепь не доставляющих радости, безынтерересных рабочих дней. Нет смысла жизни без дела всей жизни. К сожалению, стремление пристроиться на более-менее теплое место или перспектива со временем его занять оказывается важнее. Но таких мест на всех не хватит, и в итоге мы получаем огромное число людей, которые, что называется, тянут
лямку, не найдя занятия по душе или не решившись предпочесть его из ошибочных соображений. В последние годы у нас в стране многое делается для выявления особо талантливых детей и создания условий для их самореализации. Но ведь профессионалы вырастают и из вполне обычных, а им уделяется меньше внимания. В Израиле всем школьникам предлагается развернутая система тестов, на основе которой выявляются склонности и преимущества, может быть еще скрытые от самих подростков. Естественно, это не более чем рекомендации, но кому-то они помогают определиться заблаговременно. Дефицит профессионалов наблюдается всюду. Их нередко замещают дилетанты или слега поднатаскавшиеся люди, которые в свою очередь могли бы быть профессионалами в чем-то другом. Да не сочтут это дерзостью, но добавил бы к десяти заповедям еще одну – уважайте профессионалов. Цените их, берегите и даже терпите. Оно того стоит.
Автор: Евгений Пантелеев; фото: из личного архива Карины Бацоевой