Первая леди российского футбола: Светлана Бекоева

2021-09-16 18:01:56
Первая леди российского футбола: Светлана Бекоева

В насыщенной борьбой игре, которую принято считать мужской, достаточно долго не находилось места женщинам – ни на поле, ни на тренерской скамейке, ни в высоких кабинетах. Но в последнее время ситуация изменилась. Пока случаев, когда женщина оставила заметный след в истории футбольного клуба, не так уж много, но многие примеры доказывают, что в таком деле, как футбол, представительницы прекрасного пола могут разбираться не хуже мужчин.

Наверняка не многие знают, но первой женщиной – президентом частного футбольного клуба стала осетинка Светлана Бекоева, супруга иракского бизнесмена Хуссама Аль-Халиди, который создал клуб «Асмарал», просуществовавший относительно небольшой срок, но оставивший очень яркий след в истории российского спорта. О том, как создавался первый в истории страны частный клуб, читайте в материале «15-го Региона».

Первая в России

Светлана Бекоева родом из Южной Осетии. Окончив школу, она поступила в госуниверситет на филологический факультет, но на занятиях так и не появилась – переехала в Москву, начав обучение в Литературном институте.

«Прошло очень много лет с тех пор, но я по сей день помню, как учителя хвалили ее. Светлана была отличницей, учителя говорили, что она очень умная девочка, которая делает все взвешенно и обдуманно. Помню, она поступила на филологический факультет, но ни на одно занятие так и не явилась, перебралась в Москву», – сказала корреспонденту «15-го Региона» Светлана Баззаева, которая училась вместе с Бекоевой в одной школе в селении Хетагурово в Южной Осетии.

В студенческие годы Светлана знакомится со своим будущим супругом, иракским предпринимателем, гражданином Великобритании арабского происхождения, Хуссамом Аль-Халиди. Вскоре пара поженилась.

Вспоминая те времена, она отмечает, что у супруга всегда было полно идей, которые воплощались в жизнь одна за другой и все выстреливало. Мало кто знает, но именно Светлана и Аль-Халиди первыми привезли в Москву шаурму. Ради этого они пригласили в Россию лучшего повара Сирии, помогли ему выучить основные русские слова для общения.

«Будете смеяться – мы занимались шаурмой. Первыми привезли ее в Москву. Специально поехали в Сирию, объявили конкурс, заполучили самого виртуозного повара. Простой повар и шаурмщик – разные профессии! Обычный повар настоящую шаурму не приготовит! Открыли палатку на Петровке. Первому шаурмщику Радвану записали 150 русских слов, чтоб общался с помощниками. Чистота в палатке была идеальная! Первые слова, которые он выучил – “чисто” и “грязно”», – вспоминает она.

Спустя время, палатку закрыли и снесли, но это обстоятельство только смотивировало молодую и импульсивную пару. Они взялись за отели. Начали выкупать целые блоки гостиниц, в том числе «Дом туриста», «Измайловская», «Ленинградская».

«Прежде, при советской власти, человек приезжал в город, но заселиться в номер не мог. Пустых полно – но не селили. Нужны были какие-то письма, разрешение. А мы систему ломали!», – говорит она.

Война за футбол

С детства Аль-Халиди обожал футбол и болел за «Динамо». Мальчишкой отыскал телефон вратаря Льва Яшина, а годы спустя ездил к нему домой, навещал. Благодаря страстной любви к этому виду спорта, в нем и зародилась идея создания своего футбольного клуба. Он верил и не сомневался, что сможет довести свою команду до высшей лиги. Так и получилось.

Хуссам, по словам Светланы, подходил к этому делу с точки зрения бизнеса, он понимал «что иметь команду в высшей лиге – мощнейшая реклама, но только если в ней будут появляться звезды». Планы-то были колоссальные, и они, в той или иной мере, осуществились.

В начале 90-х они приобретают московский клуб второй лиги «Красная Пресня», на базе которой и появляется «Асмарал». Так Светлана Бекоева становится первой женщиной-президентом российского футбольного клуба. Вскоре, после образования команды, Аль-Халиди и Светлана сталкиваются с огромными проблемами.

За «запущенный» стадион, который они взяли в аренду, бассейн без воды, «убитые» раздевалки клуба и за все то, что они собирались отремонтировать за свои средства, пришлось воевать. К этому же прибавилась брежневская дача в Кисловодске, где тренировалась кисловодская команда, до момента, пока дачу не забрали власти, без законных на то оснований.

«Такие идеи надо реализовывать совместно с кем-то. Одна компания собиралась перестроить стадиончик, выстроить маленькую гостиницу, базу, бассейн. Сверху планировалась раздвигающаяся крыша, как купол. Это в 89-м году! Но очень скоро нам пришлось со всеми воевать и за этот стадион, и за команду, и за брежневскую дачу в Кисловодске. Когда война вышла на уровень президента, мы сломались», – делилась ранее Светлана Бекоева с корреспондентом «Спорт-Экспресса».

Лихие 90-е, времена с ростом преступности и социальной неустойчивости. Светлана и Аль-Халиди в полной мере ощутили всю грязь того периода. Оформив все земли на себя, они получили счет от «Мосводоканала» в размере 12 тысяч долларов. Долг был выплачен. Но история осталась незакрытой. В ходе судебных разбирательств им насчитали миллионы рублей за уборку стадиона и вывоз мусора, при этом предоставили документ с поддельной подписью Бекоевой.

«Мы слишком молодые были, чтобы бояться чего-то. Просто устали от всего этого, надоело. Насколько опасные игры вокруг – не доходило!», – признается Светлана.

«Асмарал» в высшей лиге

Идея названия клуба «Асмарал» у Светланы Бекоевой возникла еще за три года до создания команды. Первые буквы – имена детей – Асиль, Мариам и Алан (АсМарАл).

В число клуба входили две московские команды «Асмарал» и «Асмарал-д», «Асмарал» Кисловодск и «Карелия Асмарал» Петрозаводск.

Наверняка многим футбольным фанатам знакомо имя Константина Бескова – советского футболиста, выступавшего за московское «Динамо». К слову, это была любимая команда Аль-Халиди. Бесков тренировал все ведущие клубы Москвы и сборную СССР.

К тренерской деятельности в «Асмарале» Бесков приступил в 1991 году. Ему удалось вывести команду в первую лигу, а в период распада СССР клуб оказался сразу в высшей лиге, заняв 7-ю позицию.

Без всяких сомнений, клуб собрал всех звезд футбола. В том числе в команде играла звезда № 1 Юрий Гаврилов – полузащитник, наиболее известный по выступлениям за московский «Спартак» и сборную СССР в 1977–1985 годах, мастер спорта СССР международного класса.

«Ребята его обожали! Когда Гаврилов выходил на поле, я забывала, что это футбол. Это была такая красота – просто балет», – рассказывает Светлана.

В составе «Асмарала» играл и главный тренер ФК «Зенит», восьмикратный чемпион России (пять раз как игрок и три раза как тренер) Сергей Семак, а на посту главного тренера в какой-то момент трудился легендарный осетинский футболист Николай Худиев.

«Работал у нас бывший спартаковец Алексей Корнеев. За сборную СССР играл на чемпионате Европы. Всякое про него говорили, человек непростой. Но столько в нем было харизмы, теплоты какой-то! Попадаешь в это поле – и сразу очаровываешься. Аль-Халиди говорил: “В каком бы я ни был состоянии, стоит пожать руку Алексею – и все проходит…”», – подчеркивает Светлана.

«Асмарал» стал на тот момент самой продвинутой и модной командой. Для игроков специально заказали дизайнерскую форму из Англии, для футболистов и тренерского штаба организовывались чартерные рейсы.

«Как тогда говорили, прикид у нас был самый крутой. В Англии форму заказали, смотрелось классно. Сегодняшним футболистам рассказать – не поймут, о чем речь… Мы арендовали самолет, возили ребят в Кисловодск и обратно. Мало кто из клубов такое себе позволял. Считайте, наш собственный самолет был», – вспоминает она.

В помощь владикавказскому «Спартаку»

Аль-Халиди, по словам Светланы Бекоевой, был невероятно щедрым человеком, он помогал и другим футбольным командам, в частности, владикавказскому «Спартаку».

«Когда вижу Валеру Газзаева, сразу всплывает, как мы ему помогали вытаскивать владикавказский “Спартак”. С Газзаевым мы дружили… Владикавказскому “Спартаку” купили заграничную форму, так они смеялись: “Пока все разглядывают наши майки, мы забиваем голы”», – делится воспоминаниями она.

Хозяйка «Асмарала» признается, что они тратили огромные финансовые средства на помощь командам и реализацию определенных проектов.

«Чем же еще можно помочь футбольной команде? Только перевести денег! Даже не представляю, сколько он давал, все это делалось не через банк. Деньги есть – игроки придут. У нас Бесков только заикался: “Вот этот футболист…”, и тут же он оказывался у нас», – говорит она.

Вместе с растущей популярностью команды у нее появлялись и враги: «Они начали поливать последними словами другого нашего товарища. Мы тонули в этой злобе! Особенно поражало, что приличные, интеллигентные люди превращались в каких-то сплетников, как только речь заходила о соседней команде. Но мы-то старались дружить».

Отвечая на вопрос о том, стоит ли вкладываться в футбол и сколько они потеряли, Светлана говорит: «Слишком много головной боли… Почти все, что касалось бизнеса, было потеряно. Ударили по всем фронтам, даже не хочется вспоминать. Не потому, что жалко денег… Сколько труда вложено, сколько времени. Зачем?».

Успех по наклонной

Тяжелейшим ударом для клуба стал уход главного тренера Константина Бескова за две недели до начала чемпионата. Он при этом никого не предупредил и не оповестил о своем решении.

«А может, у него были причины – по долгу службы? С моральной стороны он должен был нам что-то шепнуть. Предупредить. Мы с Хуссамом старались не обижаться. Я просто решила для себя: Бесков не виноват. Пропал – значит, так надо было. Кто-то его принудил, машина была жесткая… Всю команду комплектовал Бесков, тактика его. И вдруг – такое. Жесткий удар!» – говорит Светлана.

С уходом Бескова все полномочия перешли Валентину Иванову – полузащитнику, капитану сборной СССР, олимпийскому чемпиону и чемпиону Европы. С этого и начался кризис команды.

«Только при Бескове был финансовый рай. При Иванове – все иначе. Контракты с футболистами признаны недействительными, с каждым надо было договариваться заново. А они наглецы: “Да, я вернусь, если сделаете то-то…”.

Чтобы подписать контракт заново игроки просили или квартиру, или машину. Все контракты признали недействительными по одному пункту. Ситуацию можно было исправить, но все слишком затянулось…

«Сейчас понимаю – вот в тот момент стоило свернуть весь этот футбол. Было бы правильно», – добавляет Светлана.

Кроме того, успешный бизнес Аль-Халиди пошел на спад. Содержать даже одну команду – московскую – стало невозможно, вследствие чего клуб обанкротился. Немало важно отметить и то, что причиной «закрытия» «Асмарала» стало таинственное исчезновение Хуссама, которое по сей день овеяно тайнами.

В 2004 году Аль-Халиди поехал в Багдад для заключения делового контракта со своими партнёрами и спонсорами. С тех пор он считается без вести пропавшим. Хуссам осуществлял трудовую деятельность в области гражданской мобильной связи.

«Это был конец октября, его день рождения. Должен был вернуться 7 ноября, но чуть задержался. Я с младшей дочкой была в Германии. Тогда впервые закрыли границу с Сирией. Хуссам звонит: “Поеду через север”. Там у него родня, друзья. Небольшой кусок Турции с безвизовым въездом. Как раз можно добраться в Дамаск. Через какое-то время мужу надо было возвращаться в Ирак. Я убеждала: “Какой смысл сейчас ездить туда-сюда? Оставайся в Багдаде, разберись с делами и возвращайся!” “Нет, – ответил он. – Поеду”. На этом все обрывается», – говорит супруга Аль-Халиди.

По сей день в сердце Светланы живет надежда на то, что ее супруг жив. Не зря в народе бытует высказывание «надежда умирает последней», и эти слова для нее имеют большой смысл.

«Хуссам жив. Мы все надеемся. Просто не знаем, что с ним. Я редко вижу сны. Но если муж мне снится – только живой. В 2004 году Хуссам ехал из Багдада в Дамаск и был похищен», – поясняет она.

Удивительно, какой стойкостью духа обладают осетинские женщины. Светлана не раз ездила на территорию Сирии на переговоры к бандитам, которые сами вышли на связь и требовали определенную сумму в обмен на информацию. Пытаясь найти следы пропавшего мужа, она начала узнавать о жизни преступников, которые, как оказалось, знали о том, что случилось на самом деле…

«Разговор оборвался его (бандита – прим. ред.) словами про этого человека, заказчика похищения: “Он единственный, кто знает, где твой муж. Только он может что-то предпринять, чтоб его вызволить. Но никогда этого не сделает… Все”», – вспоминала Светлана. – «С 12 ноября 2004 года – ничего. Но у меня ощущение – он жив. Из подвалов никто весточку подать не может».

На сегодняшний день у Светланы есть своя фирма, которая сохранила название «Асмарал». Вместе с ней работает ее сын Алан. Они занимаются образованием за рубежом. Отправляют талантливых молодых ребят учиться в заграничные спортивные академии.

Матч в честь 30-летия «Асмарала»

Буквально пару недель назад на стадионе «Красная Пресня» прошел матч в честь 30-летия «Асмарала» между ветеранами этого клуба и «Спартака». По-хорошему, юбилей был в прошлом году, но тогда его празднованию помешала пандемия.

Дружеский матч завершился со счетом 4:4. К тому же в ходе игры состоялись съемки документального фильма про «Асмарал», выпуск которого планируется позже в текущем году.