Тариэль Солиев рассказал о перспективах развития дорожной отрасли в Северной Осетии

2021-09-13 18:01:49
Тариэль Солиев рассказал о перспективах развития дорожной отрасли в Северной Осетии

В последние годы в Северной Осетии активно развивается дорожная отрасль. О том, что уже сделано и перспективах развития отрасли на ближайшие годы корреспонденту «15-го Региона» рассказал председатель комитета дорожного хозяйства Тариэль Солиев.

– Тариэль Тазаретович, несколько слов о себе, сколько лет Вы работаете в дорожной отрасли?

– Я начал работать в проектной конторе «Севосетинавтодора» в 1989 году и с тех пор вся моя трудовая деятельность связана с дорогами. После окончания Ростовского инженерно-строительного института по специальности «Строительство автодорог и аэродромов» работал в различных дорожных организациях республики, несколько лет работал в Подмосковье.

– Вы руководите комитетом дорожного хозяйства с марта 2016 года. С какими проблемами Вам пришлось столкнуться с первых шагов деятельности на этом посту?

– Прежде всего, надо было вывести отрасль на уровень, соответствующий современным требованиям, включиться в выполнении федеральных программ развития дорожной отрасли, что позволило бы получать из Федерального бюджета дополнительное финансирование на развитие дорожной сети республики.

Предстояло провести консолидацию сил дорожных строительных организаций, проверить качество и обеспечить выпуск дорожно-строительных материалов, соответствующих современным стандартам …

Все эти и ряд других шагов позволили обеспечить развитие отрасли, заставило инвесторов поверить в то, что работы в отрасли будут стабильно развиваться и объёмы увеличиваться из года в год. Это подтолкнуло дорожно-строительные организации к модернизации существующих мощностей, приобретению современной дорожной техники и использованию современных технологий при проведении дорожных работ.

Комитетом дорожного хозяйства была разработана программа развития дорожной сети республики.

– Какие это программы и проекты?

– Сегодня регион принимает участие в выполнении 2-х Национальных проектов и разработанных на их основе 4-х Региональных проектов. Назову лишь некоторые из них.

В 2019 году в республике началась реализация Национального проекта «Безопасные качественные дороги» и разработанного на его основе Регионального проекта «Региональная и Муниципальная дорожная сеть», рассчитанных на период с 2019 г. по 2024 г. включительно.

В ходе осуществления проекта «Безопасность дорожного движения» будут обустроены и приведены в соответствие с нормативами городские улицы, региональные и межмуниципальные дороги, пешеходные переходы, в первую очередь, вблизи образовательных учреждений, проведено освещение участков дорог, установлены новые и обновлены существующие светофорные объекты.

К концу 2024 г. на дорогах республики и города более чем в два раза увеличится количество автоматических камер фото-видеофиксации нарушений ПДД. Это повысит безопасность дорожного движения, охладит излишний темперамент «лихачей».

Как и насколько стабильно финансируются эти программы и проекты?

– За 2016 – 2020 гг. в дорожную отрасль республики было вложено около 12,1 млрд рублей, в том числе из средств Федерального бюджета более 4,7 млрд рублей.

В нынешнем году на выполнение дорожных работ из Федерального, консолидированного республиканского и районных бюджетов было выделено более 4,3 млрд рублей.

– Какие самые значительные проекты были осуществлены за эти годы?

– За счет средств Регионального проекта «Коммуникации между центрами экономического роста» была построена дорога «Кавказ» – Хурикау – Малгобек – Моздок, о которой долгие годы мечтали жители республики – дороги, которая напрямую связала Владикавказ с Моздоком.

За счет средств Нацпроекта «Безопасные качественные дороги» за 2019 – 2021 гг во Владикавказской агломерации отремонтировано 70 улиц, протяжённостью 77 км и почти 150 км региональных дорог.

Программа замены мостов, построенных на дорогах республики еще в 50-е – 60-е годы прошлого века, разработанная комитетом, была включена РОСАВТОДОРОМ в Федеральную программу замены мостов и путепроводов.

В 2019 году за счет средств федерального бюджета на 78-м километре автодороги Владикавказ – Ардон – Чикола – Лескен-2 был построен новый мост длиной 113 п.м. через р.Урух. с дорожными подъездами к нему около 1,5 километров.

В 2020 году в эксплуатацию были сданы 3 новых моста через р.Камбилеевка: 2 моста на дороге Октябрьское – Тарское, и мост у с.Чермен.

В нынешнем году завершены работы по реконструкции моста ч/з р.Фиагдон у Аланского Свято-Успенского монастыря.

До конца года планируется завершить реконструкцию ещё 2-х мостов, по 106 пог.метров каждый: это Мост ч/з р.Терек у с.Фарн на автодороге Архонская – БМК – Хумалаг – «Кавказ» и Мост ч/з р.Урсдон на дороге между селениями Красногор и Николаевское.

– Туристический потенциал нашей республики давно и хорошо известен. Что делают дорожники для модернизации горных дорог?

– Одна из Государственных программ, осуществляемых в республике – «Развитие туристско-рекреационного комплекса» – даст толчок к возрождению этой отрасли экономики.

Но чтобы у туристов со всех концов страны возникло желание познакомиться с историей, с традициями, обычаями, жизнью и бытом народов Осетии и Кавказа, необходимо создать все условия для их комфортабельного пребывания в республике и удобного передвижения по туристическим маршрутам.

Сегодня переехать из одного горного ущелья в другое можно только спустившись на равнину. Дорожникам предстоит провести модернизацию существующих и построить новые участки горных дорог, организовать новые туристические маршруты, по которым можно будет последовательно проехать из одного горного ущелья в другое: из Дигорского – в Алагирское – далее (по мере реконструкции горных дорог!) – из Алагирского ущелья можно будет проехать в Куртатинское, а оттуда и в Даргавское ущелье. Уже в этом году, после завершения ремонта дороги «Транскам» – В.Згид – Мацута, можно будет проехать на легковом транспорте из Алагирского в Дигорское ущелье.

В рамках программы развития дорог Горной Дигории, в предыдущие годы был отремонтирован и введён в эксплуатацию 32-х Километровый участок дороги Чикола – Мацута – Комы-Арт, на участке до с.Мацута. В этом году близок к завершению ремонт участка этой дороги – от Мацуты до Комы-Арта, длиной 21 км, на котором, к тому же, будет отремонтировано ещё и 5 мостовых переходов.

Большие объемы работ предстоит выполнить на дороге, ведущей к горно-рекреационному кластеру «Мамисон». Из Федерального бюджета выделены средства для реконструкции пятисотметрового тоннеля на участке дороги к Мамисону. Учитывая, что по тоннелю на горнолыжные трассы Мамисона поедут тысячи туристов, обустройство Мамисонского тоннеля будет проведено на уровне недавно построенного Рокского перевального тоннеля. Тоннельщикам предстоит провести перепроходку тоннеля, устроить вентиляцию, освещение, системы безопасности при возникновении ЧС…

В ближайшем будущем планируется провести ремонт дороги и к горнолыжному курорту Цей, восстанавливать участки дороги на Кармадон, уничтоженный сходом Ледника Колка…

– Что делается на дорогах для повышения уровня безопасности движения?

– Строительство и обустройство обходов населённых пунктов – современная тенденция развития сети автомобильных дорог, направленная на улучшение состояния дорожного хозяйства, снижение количества ДТП, травматизма и смертности на дорогах. В прошлом году введён в эксплуатацию Обход г.Дигора, протяжённостью 4,5 км, что позволило вывести за пределы райцентра до 2,5 тысяч единиц транзитного транспорта.

В этом году дорожники провели ремонт участков дорог: объезд с.Синдзикау, протяжённостью 3,5 км; объезд с.Эльхотово, протяженностью более 5,4 км; объезд с.Октябрьское, протяженностью 2,470 км.

На строительстве обхода с.Мичурино выполнен объём работ запланированный на текущий год. Это будет участок 1-Б категории, протяжённостью 5,6 км с 5 искусственными сооружениями: 3-мя путепроводами, мостом через р.Фиагдон и скотопрогоном. Работы на объекте планируется завершить в 2022 году…

Работ на городских улицах и региональных дорогах у дорожников ещё очень много. Наши планы постоянно расширяются, уточняются и дополняются. Многие объекты ремонта региональных и местных дорог включаются в программы работ после встреч с жителями районов.

Дорожная отрасль – своеобразный локомотив роста экономики страны. Мы понимаем, что от эффективной работы дорожников во многом зависит выполнение крупных планов по строительству и обновлению опорной экономической инфраструктуры страны.

Но, несмотря на огромный объем предстоящей работы на дорогах республики, мы можем с удовлетворением сказать, что в настоящее время Осетия входит в пятерку регионов Российской Федерации, в которых до каждого населенного пункта можно доехать по дороге с твердым покрытием.

– Спасибо Вам, Тариэль Тазаретович, за обстоятельный рассказ. Успехов Вам и Вашим коллегам-дорожникам в их нелегкой, но очень нужной и важной для всех нас работе. Новых успехов!