Среди отраслей, которые должны стать локомотивами роста экономики страны, Президент России Владимир Путин назвал строительный комплекс, и в частности – дорожную отрасль. По словам главы государства, «от эффективной работы строительного комплекса зависит выполнение крупных планов по строительству и обновлению дорог, морских портов, жилья и другой опорной инфраструктуры страны».
Именно такое серьезное отношение к развитию дорожной отрасли и инфраструктуры в последние пять лет наблюдается в Северной Осетии.
С приходом к власти главы РСО-Алания Вячеслава Битарова была проведена своеобразная ревизия того, что и как делается в различных сферах деятельности. Были определены «болевые точки» отраслей, в том числе дорожной, намечены пути выхода из сложившейся кризисной ситуации и перспективы ее развития.
По указанию главы республики Комитету дорожного хозяйства (КДХ) предстояло в короткий срок провести консолидацию сил дорожных строительных организаций для решения любых, даже самых сложных задач.
Комитетом дорожного хозяйства (КДХ) была проведена работа, которая позволила обеспечить развитие отрасли, подтолкнула дорожно-строительные организации к модернизации дорожной техники и использованию современных технологий при проведении дорожных работ.
После соответствующих обращений главы республики в Министерство транспорта России и Росавтодор и получения гарантий обеспечения финансирования со стороны этих ведомств, Комитетом дорожного хозяйства была разработана программа развития дорожной сети Республики Северная Осетия-Алания.
В различные федеральные программы было включено строительство новых объектов, реконструкция, капремонт и ремонт объектов, прослуживших республике долгие десятилетия, но сегодня не соответствующих современным стандартам.
Значительно увеличились объемы работ на дорогах республики в 2019 году, когда началась реализация Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и разработанного на его основе Регионального проекта «Дорожная сеть», рассчитанных на период с 2019 г. по 2024 г. включительно. За эти годы доля дорог Владикавказской агломерации в нормативном состоянии должна быть доведена до 85%, а доля региональных дорог – до 53,1 %.
За годы осуществления проекта – к 2024 году – как минимум вдвое должно сократиться количество мест концентрации ДТП. Более безопасным станет движение по дорогам и за счет снижения количества участков, работающих в режиме перегрузки.
В ходе осуществления проекта «Безопасность дорожного движения» будут обустроены и приведены в соответствие с нормативами пешеходные переходы, в первую очередь, вблизи образовательных учреждений, освещение участков дорог, установка светофорных объектов. Проект направлен на снижение количества погибших на дорогах в 3,5 раза. В нашей республике это означает, что число погибших на дорогах и улицах не должно превышать 4 человека на 100 тысяч населения.
К концу 2024 г. на дорогах республики и города более чем в два раза увеличится количество автоматических камер фото-видеофиксации нарушений ПДД.
В 2022 – 2024 г.г. предусмотрено устройство на основных региональных трассах двух пунктов весового контроля (ПВК), которые позволят проконтролировать загрузку большегрузных машин.
В 2019 году благодаря личному обращению главы республики Вячеслава Битарова к Президенту России Владимиру Путину и его распоряжению за счет средств регионального проекта «Коммуникации между центрами экономического роста» были начаты работы по строительству дороги «Кавказ» – Хурикау – Малгобек – Моздок. Реконструкция дороги, о которой долгие годы мечтали жители республики, завершена в конце 2020 г.
Важность и значимость дороги для развития экономики самого отдалённого района и республики можно сравнить, наверное, только со строительством Рокского тоннеля и Транскавказской автомагистрали для укрепления связей между Северной и Южной Осетией.
Дорога, которая полностью проходит по территории Северной Осетии, напрямую связала Владикавказ с Моздоком. Моздокский район теперь прочнее интегрирован в единую дорожную сеть и производственно-экономическую структуру республики. Значительно улучшилась транспортная связь между столицей и одним из крупнейших райцентров.
В 2019 году всего за 8 месяцев за счет средств федерального бюджета была проведена реконструкция мостового перехода через р.Урух на 78-м километре автодороги Владикавказ – Ардон – Чикола – Лескен-2. В эксплуатацию был сдан новый мост длиной 113 п.м. с дорожными подъездами к нему около 1,5 километров. Этот важный не только для жителей Ирафского района, но и для развития дорожной сети республики мостовой переход, заменил мост, построенный еще в 50-е годы прошлого века, и по своим параметрам больше не соответствовал требованиям современных стандартов к мостовым сооружениям.
Значительные финансовые средства из Федерального бюджета дают дорожникам возможность уверенно планировать деятельность отрасли на годы вперед. Стабильная и рассчитанная на перспективу работа дорожной отрасли, высокие требования, предъявляемые к дорожникам в части повышения качества дорог, дали толчок к развитию в республике отрасли, производящей дорожно-строительные материалы. За прошедшие годы обновился парк дорожной техники, построены современные заводы по производству асфальтобетона и других дорожных стройматериалов. При строительстве и содержании дорог применяются передовые технологии. Всё это влияет на улучшение качества дорог в республике, делает их комфортными и надежными.
Доля автодорог регионального и межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, увеличилась на 1,4 %.
В целом, на развитие дорожного хозяйства РСО-Алания в 2016 – 2020 г.г. направлено бюджетных ассигнований из бюджетов разных уровней – 12076,0 млн рублей, из них 4716,6 млн рублей средства федерального бюджета, в том числе по годам:
В настоящее время Осетия входит в пятерку регионов Российской Федерации, в которых до каждого населённого пункта можно доехать по дороге с твёрдым покрытием. Многие объекты ремонта региональных и местных дорог включаются в программы работ после встреч главы республики с жителями районов.
По заданию главы республики, Комитетом разработана программа поэтапного преобразования региональных дорог и искусственных сооружений на них. При этом, программа развития дорог каждого района учитывает не только их современное техническое состояние, но и перспективы развития района и его вклада в экономику республики в целом.
Один из районов, которому глава республики уделяет приоритетное внимание – самый отдаленный от столицы республики Моздокский район. В районе активно совершенствуется дорожная сеть.
По указанию главы республики району ежегодно выделяются дополнительные значительные средства на развитие сети дорог, которые не приводились в порядок долгие годы, что, по его мнению, поможет глубже интегрировать район в экономику республики. Как говорит Вячеслав Зелимханович: «Я буду ездить в Моздокский район до тех пор, пока к каждому селу не будет построена или отремонтирована дорога».
Разрабатываются проекты строительства двух новых мостов через р.Терек, которые заменят мосты, построенные почти 70 лет назад.
Большая программа ремонта по указанию Главы республики разработана и для Алагирского района. При этом многие объекты, включённые в программы работ, были определены в ходе встреч Главы с жителями района.
Одна из Государственных программ, осуществляемых по инициативе главы республики – «Развитие туристско-рекреационного комплекса республики».
Туристический потенциал республики давно и хорошо известен. Северный Кавказ, с его неповторимой и необычной природой, с величественной красотой снежных вершин и таинственностью горных ущелий, в советские времена привлекал в республику за сезон до миллиона туристов.
По идее Вячеслава Зелимхановича, в ближайшие годы республике предстоит развивать туристический и рекреационный кластеры, что даст толчок к возрождению этой отрасли экономики, которая сможет приносить в бюджет республики прибыли не меньше, чем приносил завод «Электроцинк», который при этом оказывал негативное воздействие на экологию города и республики.
Но для того, чтобы у туристов со всех концов страны, возникло желание приехать в Северную Осетию и познакомиться с ее историей, с традициями, обычаями, жизнью и бытом народов Осетии и Кавказа, необходимо создать все условия для их комфортабельного пребывания в республике и удобного передвижения по туристическим маршрутам.
Сегодня переехать из одного горного ущелья в другое можно только спустившись на равнину.
По указанию главы республики предстоит провести модернизацию существующих и построить новые участки горных дорог, организовать новые туристические маршруты, по которым можно будет последовательно проехать из одного горного ущелья в другое: из Дигорского – в Алагирское – до федеральной трассы Транскам.
Алагирское ущелье – наша историческая и культурная ценность: это Родина великого Коста, это и Мамисон, который будет развиваться, и горнолыжные трассы Цея – места притяжения большого потока туристов.
Из Алагирского ущелья по горным дорогам, по мере их реконструкции, можно будет проехать в Куртатинское – с его наскальной крепостью в сел.Харисджин, с системой сигнальных башен – и далее в Даргавское ущелье, со знаменитым Городком мертвых.
Горы спасли и сохранили осетин-алан, как народ. И именно в горах сохранились основные исторические памятники, свидетельствующие о самобытности культуры народа, об особенностях жизни горцев, об их мужестве и отваге, о которых рассказывают легенды и Нартский эпос.
При личном участии главы республики – его обращении к Президенту Владимиру Путину, переговоров с руководством Минтранса Ростуризма и Росавтодора, был «реанимирован» проект строительства горно-рекреационного кластера «Мамисон». Строительство кластера начиналось и приостанавливалось несколько раз, но только сейчас обрело реальность.
Уже в 2020 г. из Федерального бюджета были выделены средства в объёме 200,0 млн рублей и начаты работы по реконструкции 500-метрового тоннеля на начальном участке дороги к Мамисону.
Тоннельщикам предстоит провести перепроходку тоннеля и довести его до параметров транспортного тоннеля на дорогах общего пользования. В тоннеле будет устроена вентиляция, освещение, системы безопасности при возникновении ЧС. Учитывая, что по тоннелю на горнолыжные трассы Мамисона поедут тысячи туристов, в том числе иностранных, Вячеслав Зелимханович поручил «провести обустройство Мамисонского тоннеля на уровне недавно построенного Рокского перевального тоннеля».
Реконструкция тоннеля по плану должна быть завершена за 21 месяц.
В рамках программы развития дорог Горной Дигории, осуществляемой по инициативе главы республики, в предыдущие годы был отремонтирован и введён в эксплуатацию 32-х Километровый участок дороги Чикола – Мацута – Комы-Арт, на участке до с.Мацута. В этом году начаты работы по ремонту ещё одного участка этой дороги – от Мацуты до Комы-Арта, длиной 21 км.
Еще одно направление развития республики, которое инициировал глава республики – «Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания «Комплексное развитие сельских территорий» сельскохозяйственного и туристического назначения. В рамках реализации этой программы дорожникам предстоит провести ремонт сети дорог в Кармадонское ущелье, в Даргавс, в Цей, в Фиагдон.
К 1100-летию Крещения Осетии проводятся работы по ремонту дороги в Куртатинском ущелье и реконструкции моста перед Аланским Свято-Успенским мужским монастырём.
При тех темпах работ, которые задал дорожникам глава республики, вся сеть автомобильных дорог региона может быть отремонтирована уже в ближайшие несколько лет.
Впереди у дорожников республики ещё очень много работ, но, как гласит русская пословица: «Глаза боятся – руки делают».