Корреспондент «ВВ» поработала горничной в одном из отелей Витебска

2021-02-04 18:33:47

Работа горничной благодаря кинематографу многими воспринимается как не слишком обременительная: специального образования не требует, навыков тоже, ходи себе в красивом передничке и сметай пыль с мебели пипидастром (разноцветная метелка для пыли). Но это только миф. С тяжелым трудом горничной справятся далеко не все. Чтобы прочувствовать все прелести этой работы, я отправилась на однодневную стажировку в туристско-гостиничный комплекс «Витебск Отель». Недолговременный инструктаж — и вперед, к неизведанному!

Трудиться как пчела 

Трудовой день начался в восемь утра. Заведующая корпусом туристско-гостиничного комплекса «Витебск Отель» Елена Нарубина выдала мне как стажеру жилет. Пока я примеряла профессиональную экипировку, другие уже приступили к работе.

Горничная должна всегда опрятно выглядеть, не допускается яркий макияж. Но золотое правило – выполнять свои обязанности незаметно для гостей, словно тень, а работать достаточно быстро.

Елена Михайловна выступила в роли моей наставницы. Она не единожды повторяла, что работа горничной требует самых важных человеческих качеств: трудолюбия, исключительной порядочности, аккуратности, доброжелательности и ответственности.

Мне как новичку достался минимальный вариант рабочего инвентаря – пластиковая корзинка с моющими и дезсредствами, снабдили мешками для мусора, вручили моющий пылесос и попутно сообщили о том, чем мне предстоит заниматься.

Сегодня из нескольких номеров гости выезжают. Чтобы показать все рабочие «прелести», меня как раз в такой и отправили.

– Гости бывают разные, аккуратные и не очень, – продолжает вводить в курс дела Елена Михайловна. – Но все же большинство – люди интеллигентные. Следов их пребывания обычно немного. Именно так было и в моем случае.

Изначально, как мне показалось, уборка номера особых трудностей не представляла. Нужно было проветрить помещения, поменять постельное белье, вытереть пыль и пропылесосить… Но не стоит забывать, что я – дилетант, следовательно, на каждом шагу могут быть ловушки. Само собой, не обошлось без казусов: самостоятельно, но под пристальным вниманием наставницы я долго сражалась с постельным бельем. В неравном бою все же победила, пусть и потратила на это неприлично много времени (по меркам профессиональных горничных). Затем убираю столы, протираю все поверхности, мою зеркала. И дальше по часовой стрелке, чтобы ничего не пропустить: двери, наличники, все планочки, картины.

На завершающем этапе иду в ванную комнату. Там мои «страдания» резко возросли: вооружившись перчатками, буквально бросилась на борьбу с невидимыми бактериями: унитаз, раковина, ванна, кафель, зеркала. В ход пошли дезинфицирующие средства, жидкости против известкового налета, освежители воздуха. Понимала, что работаю медленно, но старалась делать уборку качественно, чтобы мои временные работодатели остались довольны.

Когда закончила с уборкой выездного номера, а ушло на это у меня чуть больше часа, узнала, что горничная со стажем выполняет тот же объем работы вдвое быстрее. Расстроилась, но оптимизм не утратила.

Конечно, оперативность – важный навык моих коллег. Но от новичков особой скорости не требуют. Главное, чтобы в номере было чисто убрано. В отеле для начинающих предусмотрена месячная стажировка. На первых порах им обязательно помогают: учат, подсказывают, делятся профессиональными фишками и секретами. По словам Елены Нарубиной, одним на адаптацию нужен месяц, а некоторые уже через несколько часов понимают, что работа не для них.

Кстати, для ежедневной уборки необходимо подождать, когда постоялец покинет номер. Бывает, длительное время на двери висит табличка «Не беспокоить». Тогда следует просить службу охраны удостовериться, что с клиентом и номером все в порядке.

Табу отеля 

Одна из самых деликатных тем в уборке номеров касается личных вещей гостя.

– Если вещи развешены в шкафу и разложены по полкам, то персонал отеля к ним не прикасается ни под каким предлогом, это табу, – дает наставления Елена Михайловна. – Если же вещи разбросаны по полу, горничная должна аккуратно сложить их и положить на видное место: на тумбу возле кровати, стул, полку возле вешалки и пр. Ценные вещи гостя (бумажник, телефон, часы) необходимо оставить на том же месте, на котором они были обнаружены.

Остаться в живых 

Поработав горничной, я опровергла великое заблуждение, которое нам навязывает кино, – на чаевые и подарки рассчитывать не приходится. Зато существует обратная сторона медали: постояльцы нередко «берут в сувениры» что-нибудь из имущества отеля. Например, увозят с собой полотенце, халат, пульт от телевизора. А однажды прихватили и сам телевизор!

К концу рабочего дня стала понимать, что начинает поднывать все тело. Одолевала мысль о доме, хотелось упасть на кровать и никогда больше с нее не вставать. Самое обидное, что сделала-то всего ничего: с присущей новичкам нерасторопностью убрала несколько номеров и сдала грязное белье в химчистку. Попрощавшись со всеми в отеле (признаюсь, что уходила в первых рядах), размышляла о нелегком труде горничных, мечтала о горячем чае и нескольких минутах покоя. Но не успела войти в квартиру, как поняла, что меня ждет вторая смена, только уже домашняя.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.