Уровень преступности в расчете на 10 000 населения достиг наименьшего показателя за последние 5 лет. В 2025 году органами прокуратуры области реализован комплекс организационно-практических мероприятий, направленных на укрепление законности и правопорядка. Продолжает снижаться степень криминализации общества. Об этом шла речь сегодня в Медиацентре Витебской области на пресс-конференции прокуратуры Витебской области по итогам года.
– Наряду с общим снижением преступности в области сократилось количество преступлений, совершенных в общественных местах, в состоянии алкогольного опьянения, несовершеннолетними и при их соучастии, лицами, имеющими судимость, группой лиц, – отметил прокурор северного региона Андрей Скурат. – Продолжается тенденция к снижению количества рецидивных преступлений. Вместе с тем проблемы трудозанятости лиц, имеющих судимость, и злоупотребление ими спиртными напитками негативно влияют на состояние рецидивной преступности.
Как отметил глава надзорного ведомства региона, слаженная работа в области надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи способствовала снижению числа преступлений, совершенных лицами в возрасте до 18 лет и при их соучастии.
Удалось ликвидировать укоренившиеся многолетние схемы сокрытия поголовья скота – этого достигли благодаря скоординированным действиям прокуратуры, правоохранительных органов и местных властей.
При снижении общего числа преступлений, совершенных на территории области, выросло количество вымогательств и мошенничеств.
– Основное влияние на криминогенную обстановку оказывают преступления, совершаемые из корыстных побуждений, в первую очередь кражи всех форм собственности, – рассказал Андрей Скурат. – Их удельный вес в структуре преступности по линии уголовного розыска составил 53 %. Возросло число убийств, а также тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевших.
Увеличилось число киберпреступлений.
Все более актуальными становятся факты хищений имущества путем модификации компьютерной информации, число таких уголовно наказуемых деяний увеличилось почти на 60 % (с 546 до 862).
Корреспондент «ВВ» поинтересовался у прокурора области: какие выявляются новые схемы мошенничества, что делает прокуратура для профилактики таких преступлений и борьбы с ними?
Как подчеркнул Андрей Скурат, особое внимание в деятельности надзорного органа уделяется противодействию киберпреступности, масштабы которой продолжают расти. В 2025 году в Витебской области зафиксировано более 2100 таких преступлений, что почти на 2 % превышает показатели предыдущего года. Общий ущерб, нанесенный жителям северного региона, достиг внушительной суммы в 7 млн рублей, в то время как по республике в целом зарегистрировано почти 19 тысяч подобных деяний.
– Анализ ситуации показывает, что преступные схемы становятся всё более изощренными, – говорит Андрей Скурат. – Наряду с традиционными телефонными звонками и обманом на сайтах знакомств под предлогом инвестиций или благотворительности злоумышленники активно внедряют новые методы социального инжиниринга.
Прокурор области рассказал об основных схемах киберпреступников.
«Социальная помощь»: звонки под предлогом перезаключения договоров, прохождения диспансеризации или обновления домофонных систем.
Корпоративное мошенничество: использование схемы «фейк-босс», когда звонки или сообщения поступают от имени руководителей предприятий.
– Бывшей работнице Толочинского райагросервиса в «Телеграм» 23 декабря пришло сообщение от якобы бывшего руководителя, который сообщил, что с ней свяжется сотрудник КГБ, – привел пример спикер. – Мнимый сотрудник пояснил, что по ее анкетным данным пытались перевести деньги в Украину, взяли кредит, ввиду чего для устранения негативных последствий необходимо оказать содействие и выполнять указания. В ходе выполнения указаний в течение двух недель потерпевшей было оформлено несколько кредитов, а полученные денежные средства вместе с личными сбережениями в сумме 26 300 рублей переведены мошенникам.
Высокотехнологичный обман: применение дипфейков (генерация поддельного голоса и изображения), а также принудительная блокировка игровых и Apple-аккаунтов с целью вымогательства.
– В октябре прошлого года врачу Миорской ЦРБ поступил звонок в мессенджере голосом ее рукодителя, после чего звонили якобы сотрудники правоохранительных органов с указаними взять кредит, – привел еще один пример Андрей Скурат. – В данном случае заявитель распознала, что действуют мошенники.
Атаки на уязвимые группы: участились случаи психологического воздействия на несовершеннолетних. Например, в январе нынешнего года мошенник предложил ученице одной из школ Витебска в «Телеграме» установить приложение на айфон, убедив осуществить вход в предоставленную учетную запись Apple, таким образом завладев доступом к указанному устройству и потребовав перевода денежных средств в размере 500 рублей.
В этих условиях работа органов прокуратуры Витебской области выстроена по двум ключевым направлениям.
– Во-первых, жесткий надзор за оперативно-разыскной деятельностью, – говорит Андрей Скурат. – Прокуроры обеспечивают законность и полноту мер, принимаемых правоохранительными органами по установлению личностей преступников и каналов вывода денежных средств. Каждое решение в рамках расследования проходит через фильтр прокурорской проверки на предмет обоснованности и оперативности. Во-вторых, широкомасштабная информационно-просветительская работа.
Понимая, что цифровая грамотность – лучший способ защиты, сотрудники прокуратуры реализуют комплекс превентивных мер. Организовано системное доведение актуальной информации о новых сценариях мошенничества через республиканские и региональные СМИ.
Практикуются прямые встречи в трудовых коллективах и учебных заведениях, где на конкретных примерах уголовных дел разъясняются правила кибербезопасности.
Профилактическая деятельность органов прокуратуры направлена на то, чтобы охватить максимально широкие слои населения и создать в обществе атмосферу бдительности, минимизировав тем самым возможности для маневров киберпреступников.
В защиту имущественных прав пострадавших от мошеннических действий органы прокуратуры готовят иски в суд.
Кстати, раскрываемость данной категории преступлений за 2025 год составила 18,5 %, а за январь 2026-го – 21 %.
Фото Петра Чимковского.
Комментарии