Врач Витебского областного центра скорой медицинской помощи Лариса Храповицкая каждую смену выезжает на вызовы. За почти 35 лет работы доктор спасла немало жизней. Некоторые пациенты ежегодно высказывают ей благодарность. Неудивительно, что Лариса Храповицкая вошла в число обладателей почетного звания «Человек года Витебщины — 2025».

Не каждый психологически готов выдержать напряженную, ответственную работу на скорой. А вот таким волевым женщинам, как Лариса Храповицкая, это под силу. Трудится она на нелегком участке системы здравоохранения уже 35-й год.

От сознательного выбора – к искренней любви 

К окончанию лечебного факультета Витебского государственного медицинского университета Лариса Храповицкая уже имела семью. А так как жила в Витебске, пошла работать туда, где было место, – в скорую помощь, которая обслуживала население Витебского района. От тех первых шагов до сегодняшнего дня – огромная  дистанция. И, как показало время, пройден достойный путь от сознательного выбора к искренней любви к избранному делу.

Работа в районной скорой в те годы мало кому показалась бы привлекательной хотя бы из-за того, что в состав линейной бригады входили только два человека – врач и водитель. На мой вопрос, как хрупкая врач могла транспортировать лежачих пациентов в больницу, Лариса ответила лаконично:

– Помогал водитель. Было трудно, но никто из пациентов, кому нужно было в стационар, дома не остался.

После того, как районная скорая помощь влилась в городскую, нашей героине доверили работу в кардиологической бригаде. А сегодня врач высшей квалификационной категории Лариса Храповицкая трудится в составе выездной реанимационной бригады ВОЦСМП.

Правило золотого часа 

Мало сказать, что Лариса мастерски владеет методами оказания скорой и неотложной медицинской помощи. Невозможно оставить за кадром умение быть предельно собранной, чтобы успеть максимально быстро поставить правильный диагноз, оказать помощь и доставить пациента в стационар.

– В медицине есть правило золотого часа – это значит, что если в течение 60 минут после наступления травмы или какой-то другой экстренной ситуации пациенту оказана помощь, то вероятность выздоровления и хорошего исхода наибольшая, – поясняет доктор. – Но ведь отсчет идет не от времени нашего контакта с пациентом... И минуты уже становятся не то что золотыми – платиновыми.

Поэтому, например, при подозрении на инсульт или инфаркт следует безотлагательно вызывать скорую. Первую помощь начинают оказывать уже при транспортировке пациента, ведь располагают оборудованием мирового класса: кардиокомпрессором, который в том числе сам делает закрытый массаж сердца, дефибриллятором, способным даже давать подсказки медикам, дыхательными аппаратами экстра-класса. Современная медицина помогает решать проблемы, возникшие при этих грозных заболеваниях, хирургическим путем, и очень успешно: к приезду реанимационной бригады в стационаре уже разворачиваются операционные. Главное – не затягивать, вызывать вовремя и не теряться.

– Мы достаточно часто запускаем сердце. А вот с головным мозгом иначе: 6 – 7 минут упущено, и начинается безвозвратная гибель его клеток, – говорит собеседница.

В жизни круче, чем в сериале 

Врач скорой помощи аккумулирует знания многих дисциплин: кардиологии, неврологии, травматологии, хирургии и психиатрии и, конечно, психологии. Не последнюю роль Лариса Храповицкая  отводит чувству сострадания, которому не дает угаснуть в своей душе.

– Мы приезжаем в тяжелые минуты жизни людей, и помощь порой необходима не только пациенту, но и родственникам, для которых надо найти нужные слова, успокоить, – признается доктор. – Но иногда спасительным бывает умение привести в чувство. Запомнилась одна ситуация. У мужчины – инфаркт миокарда, кардиогенный шок, он в тяжелом состоянии. Мы работаем, а супруга пациента – в истерике. Уговоры не помогали, и мне пришлось в достаточно жесткой форме призвать ее к спокойствию, удалить из комнаты. Через некоторое время эта женщина пришла на станцию. Ну, думаю, будет жаловаться... Оказалось, пришла благодарить за спасение мужа. «Смотрю медицинские сериалы, полагала, это только в кино так круто, а сейчас понимаю, что в жизни – круче», – призналась посетительница. Слова запомнились. Мы же не видим свою работу со стороны.

В реанимационную бригаду кроме врача входят два фельдшера, санитар и водитель. После осмотра экстренного пациента доктором каждый знает, чем будет заниматься. Действуют практически молча, спокойно, всё отточено до автоматизма. 

А курьезы бывают... 

В работе скорой курьезы не редкость. Некоторые, конечно, вызывают улыбку, но до улыбок ли, если представить, что по недомыслию отдельных граждан вхолостую задействована реанимационная бригада, оснащенная высокотехнологичным оборудованием, призванная спасать жизнь в критических ситуациях...

– Как-то вызвали к пациенту, который в нашей помощи, как выяснилось, не нуждался, – вспоминает Лариса Храповицкая. – Потом сказали, что в квартире есть еще один пациент и… вынесли собачку. Посмотрите, мол, у нее что-то с животиком. Опыта хватило, чтобы определить на глаз, что у животного грыжа, посоветовала обратиться к ветеринару. У моего коллеги тоже был вызов к «малышу в возрасте года». Педиатрической бригаде вынесли захворавшего кота Васю. Люди потом оплатили вызов, извинились, пояснили, что поступили так из-за стресса: коту было плохо. Но ведь в это время могла быть нужна помощь какому-то ребенку!

Доктор рассказала, что иной раз, манипулируя специалистами скорой, пытаются решить какие-то социальные проблемы («Заберите его, уберите от меня», – кричит разгневанная жена в пылу ссоры с мужем, обращаясь к медикам, вызванным по номеру 103). Это тоже отвлекает от оказания помощи там, где она реально нужна, где, возможно, тикают минуты золотого часа, возникает угрожающая жизни ситуация.

Слабакам не справиться 

Перечисляем с доктором набор качеств, необходимых для работы на скорой. В этом ряду она называет и физическую подготовку. Действительно, вот они, препятствия: в доме, откуда поступил вызов, не работает лифт. Подниматься надо на 9-й этаж. Сколько весят чемоданы реаниматологов? До 25 килограммов. Комментарии излишни. Срочный вызов, а к дому не подъехать – не расчищен снег возле припаркованных автомобилей. И это снова про чемоданы и потерю драгоценного времени.

А вот домофоны – это другое. Не у каждого они есть. И если днем можно позвонить соседям, чтобы открыли дверь, то глубокой ночью – такая себе история. Иногда в состоянии стресса родственники сообщают неточный адрес – и значит снова пешком по сугробам с грузом аппаратуры. Немало и других ситуаций, требующих не только профессионализма, но и физических сил.

Какие женские качества нужны в профессии, кроме сочувствия, доброты, интуиции, интересуюсь у собеседницы. Она улыбается.

– Есть такая диагностическая примета: если пациент-мужчина начинает реагировать на тебя как на женщину, можно успокоиться:  не всё так плохо,  есть время разобраться, – делится Лариса Храповицкая.

А по большому счету среди моральных принципов доктора скорой, конечно, не последнее место занимает выдержка, ведь вызывают и нетрезвые, в буйном состоянии, и в драку лезут.

– Потом ты можешь себе позволить всё, но с пациентом, как бы тебя ни трясло внутри, надо сохранять спокойствие и уверенность. Окружающие должны видеть, что ты приехал помочь и можешь это сделать, – рассказывает доктор.

Есть такая награда 

Вызовы приходят откуда угодно – из квартир, с пожаров, дорожно-транспортных и других происшествий. Каждый случай особый и требует быстрых реакций. Напряжение иной раз зашкаливает. Возвращается бригада на станцию, а там тоже ждут...

– Одна пациентка уже несколько лет приходит поздравить меня в свой второй день рождения, то есть в день своей реанимации. А в День медицинских работников меня поздравляет пациент, у которого отказало сердце прямо за рулем автомобиля. Нас вызвали вовремя, и человек выжил. Ради таких случаев хочется продолжать работать, – признается Лариса Храповицкая.

Есть такое понятие, как отложенный старт, в переносном смысле это осознанное решение отсрочить начало дела, чтобы подготовиться, дождаться более благоприятных обстоятельств. Специалисты скорой никогда не работают по такой схеме. Они нужны здесь, сейчас, вовремя, и даже когда уже упущено время. Но и тогда они умеют запускать чье-то остановившееся сердце, потому что идут наперекор обстоятельствам. 

 

Фото Дениса ВАСИЛЬЦА