На фоне технологического прорыва  ХХІ века существует и болезненный парадокс: мы по-прежнему спотыкаемся перед страхом быть «другими». Особенно ярко это проявляется в отношении людей с особенностями психофизического развития (ОПФР).

 

Мы – разные, у нас – разные потребности. Но вот потребность быть принятым, уважаемым и успешным — универсальна. Для детей с особенностями путь зачастую усыпан колючими взглядами, шепотами и насмешками. Этот буллинг – прямое следствие негативных стереотипов, укоренившихся в обществе.

Почему мы так реагируем? Мы боимся того, что не вписывается в нашу привычную картину мира. Люди боятся того, чего не понимают. Наше отношение часто меняется, когда мы сталкиваемся с чем-то новым и непривычным. Вместо того чтобы попытаться узнать больше об ОПФР, понять особенности восприятия и поведения, проще навесить ярлык: «необучаемый», «неадекватный», «чужой». За этим ярлыком легко забыть, что за каждым диагнозом стоит личность со своими талантами, мечтами и чувством юмора.

Последствия таких стереотипов катастрофичны. Они бьют по самой уязвимой мишени — самооценке ребёнка, его желанию социализироваться и развиваться. Установки «ты не сможешь» или «с тобой что-то не так», звучащие от сверстников, учителей, а иногда и семьи, формируют глубокое ощущение неполноценности. Это ведёт к потере мотивации, избеганию социума и хронической тревожности, к изоляции. Да, некоторые дети проявляют невероятную стойкость и учатся игнорировать косые взгляды. Но адекватно ли требовать от ребенка такой сверхпрочности просто для того, чтобы жить обычной жизнью? Конечно, нет. Ребёнок с особенностями, как и любой другой, нуждается не в испытаниях, а в поддержке. Как отмечает Лариса Булавина, педагог-психолог витебской средней школы N11 имени М. М. Бахтина, положительные эмоции, связанные с успехом, повышают уровень деятельности, а негативный фон, порождаемый непониманием, тормозит развитие активности и инициативы.

Ключ — в открытом общении, инклюзивном образовании, где дети с раннего возраста учатся принимать разнообразие как норму, и в распространении достоверной, человечной информации.

– Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества, - подчеркивает Лариса Булавина, - важнейшая задача - создать команду из родителей и специалистов, которая выработает персонифицированную стратегию помощи.

Настоящий «век ума» наступит не тогда, когда мы создадим новый гаджет, а когда направим наши знания и интеллект на понимание друг друга. Когда мы научимся видеть в любом человеке, прежде всего, личность, а не диагноз. Только такое общество, ценящее разнообразие и уважающее право каждого быть собой, можно будет назвать по-настоящему развитым.

Шаденкова Ульяна, студент 1 курса Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.