Эти стихотворные строки витебская поэтесса Валентина Пчелко адресует великому белорусскому писателю Владимиру Короткевичу, 95-летие со дня рождения которого мы отметим на днях.

У каждого из нас свой Короткевич, открывшийся как писатель-историк, романтик, публицист, сказочник, поэт-лирик... Целое поколение белорусских литераторов воспитано на его творчестве. Для Валентины Пчелко он – путеводная звезда, личность, давшая путевку в мир творчества начинающему автору. 20 лет длилась их переписка. Познакомимся с воспоминаниями Валентины Егоровны, которая и сама в этом году отметила 95-летие.

«Сочинять я любила еще со школьной скамьи. Любовь к стихам у меня от мамы, а способность сочинять – от отца. Недаром в восьмом классе я уже была редактором общешкольный стенгазеты, сама писала и рисовала, и газета пользовалась популярностью – даже учителя подавали заметки. Постоянно вела дневник. В 1958 году, когда училась в Могилевском пед­институте на заочном отделении, прочитала первую книжечку стихов Владимира Короткевича «Матчына душа». Как истинный любитель поэзии поняла, что на небосклоне белорусской литературы загорелась новая звезда. Особенно близки моему сердцу стихи «Заяц варыць піва» и «Жаданы гость». Я тогда работала пионервожатой в поселке Барань в средней школе. Проезжая однажды мимо школы, где работал Короткевич, не выдержала и зашла увидеть коллегу: хотелось показать ему свои стихо­творные опыты. Дежурный позвал писателя. Вижу: спускается по лестнице, красивый – не передать! Пролистав бегло мои стишки, строго спросил: «Разве вы не белоруска? Почему же пишете на русском языке?» Наша бараньская школа ездила с «эстафетой» в их 43-ю школу, и я как будущий литератор пошла на открытый урок к Владимиру Семеновичу. С каким восхищением смотрели ученики на своего учителя! Между нами завязалась переписка. Я уже начала писать на родном языке. Однажды поэт посоветовал мне попробовать свои силы в детской поэзии, и у меня получилось! Помогла в этом квартирная хозяйка, ей было лет 90. От женщины я услышала образную, живую речь, чудесные сравнения, метафоры... Десяток новых стихов послала в «Настаўніцкую газету», литконсультант дал мне ответ: «Пишите, присылайте, будем публиковать. Вы способный детский поэт». Так в 1976 году вышла моя книжечка «Сінія вядзерцы» тиражом в 40 тысяч экземпляров. Раскупили ее мгновенно, а мне прислали 500 руб. гонорара. Стихи мои начали появляться в сборниках «Вясёлкі»... В письме, которое я получила от поэта в 1979 году, он писал: «Пасля катастрофы за год сем разоў быў у бальніцы. Звыш меры завалены работай, а мне цяпер, як ніколі, трэба берагчы час. Позна я спахапіўся аб гэтым». В своих письмах он всегда был принципиальным, писал, что «Нельга выпускаць з-пад пяра першае, што пад яго лягло. Так жывую птушку можна выпусціць, а мы – творцы птушак рукатворных, якіх трэба перш чым выпусціць, ажывіць. У гэтым і ёсць чарадзейства паэзіі».

Безвременно смерть забрала у нас замечательного человека и поэта. В Витебске появились улица имени Короткевича, памятник ему. А я помню его живым».

Фото из открытых источников.