Нынешние родители в недоумении: по выходным дети сидят дома, не приглашают в гости сверстников даже на дни рождения, живое общение им заменяют гаджеты. Неужели подрастающее поколение разучилось дружить? Или взрослым просто кажется? Об этом корреспондент «ВВ» поговорила с педагогом-психологом витебской средней школы № 28 имени Е. Зеньковой Анной Плиговкой.
Общение по интересам
Старшее поколение помнит, как в детстве раздавался звонок в дверь, на пороге стоял друг и с одобрения родителей вы вместе уносились в удивительный мир приключений. Обмениваться календариками и вкладышами от жвачек, играть в мяч, строить шалаш из покрывал и веток, откапывать сокровища в песочнице – в каждом из этих приятных воспоминаний непременно присутствуют дворовые и школьные товарищи.
– Видимо, родителям придется принять, что мир изменился, детство сегодняшних ребят совсем другое, и дружат они иначе – более поверхностно, – отмечает Анна Плиговка. – Детей часто объединяет лишь то, что они случайно находятся на одной территории: ходят в тот же класс, живут по соседству. При этом у них может вовсе не быть общих интересов.
По словам психолога, даже просто иметь возможность и время общаться со сверстниками для современного ребенка – уже роскошь. Большинство ребят ведут одинокую и очень занятую жизнь. Общаться с другими детьми они могут в школе на переменах или во время специальных игровых встреч, организованных родителями.
– Роль родителей состоит в том, чтобы уважать их попытки проявления самостоятельности, – подчеркивает специалист. – Самое удачное поведение взрослых заключается в том, чтобы не пытаться узнать все детские тайны, но и не казаться равнодушными.
Хулиган, а ты здоров?
Психолог напоминает, что педагоги не из вредности забирают телефоны у ребят во время учебы. Это не только исключает лишние соблазны отвлекаться на уроках, но и подталкивает школьников к живому общению на переменах. Отрываясь от экранов смартфонов, дети вспоминают про подвижные и настольные игры, учатся строить личные отношения и делятся друг с другом эмоциями.
– Педагоги в свою очередь прилагают немало усилий, чтобы в каждом классе царил комфортный микроклимат, – рассказывает Анна Плиговка. – Дети, которых не принимают в коллективе, или те, что сами конфликтуют со сверстниками, проходят диагностику у психолога или других профильных специалистов. После выявления причины такой ситуации проводится коррекционная работа.
Собеседница напоминает, что иногда агрессивный настрой ребенка может быть следствием проблем со здоровьем. К примеру, причиной непримиримости одного школьного хулигана была увеличенная щитовидная железа. При данной патологии немотивированная агрессия – привычное дело. В результате лечения у эндокринолога настроение ребенка пришло в норму и он перестал испытывать трудности в общении.
Анна Плиговка напоминает, что всему свое время. Не следует переживать, если у сына или дочери пока не складывается дружба. Напряжение родителей по этому поводу передается ребенку, а устанавливать контакты в состоянии тревоги еще сложнее.
Одного желания мало
По словам психолога, взрослые, безусловно, могут научить подрастающее поколение умению контактировать с людьми, понимать и уважать их потребности, осознавать свои эмоции и управлять ими. Проще говоря, дружить.
10 советов для поиска друзей:
Фото автора и из открытых источников.