Почему резко и существенно подорожало такси? Снизится ли стоимость поездок? Зачем был нужен реестр автоперевозок пассажиров? Действительно ли он нацелен на обеспечение нашей безопасности? В этих и других вопросах нерегулярных перевозок пассажиров разбирался корреспондент «ВВ».
Почти все – а именно 11 диспетчеров такси и 290 перевозчиков автомобилями-такси в Витебской области, работавших ранее, на 1 ноября включены в государственный информационный ресурс «Реестр автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». Процедуру включения в реестр также прошли более 1,3 тыс. автомобилей-такси и 1,4 тыс. водителей таких автомашин, что составляет около 70 % работавших ранее. Об этом «ВВ» сообщил заместитель начальника филиала Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций по Витебской области Константин Рой. Он подчеркнул, что с поля деятельности ушли недобросовестные и случайные люди.
Как пояснили в Транспортной инспекции, в отношении балансодержателей транспортных средств, которые используют для перевозки пассажиров – работников предприятия к месту работы (учащихся к месту учебы) и другим объектам, обязанность о включении в реестр не установлена. Вместе с тем, если предприятие планирует использовать свой транспорт для оказания услуг по пассажироперевозкам сторонним организациям или лицам, необходимо включаться в реестр.
Чтобы качество не буксовало
С 1 ноября вступил в силу Указ Президента Беларуси № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров», изданный в январе этого года. Он регламентирует порядок перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, к которым относятся перевозки в такси и по предварительным заказам. Согласно указу, теперь перевозить пассажиров могут только перевозчики, водители, автомобили, а организовывать такие перевозки – диспетчеры, внесенные в реестр автоперевозок пассажиров.
Владельцем и оператором этого реестра является Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций. Нормы, регламентирующие его формирование, начали действовать с 1 августа. До 1 ноября включение в реестр было бесплатным. Теперь – при условии внесения госпошлины: за одного водителя – 1 б.в., за каждое транспортное средство – 2 б.в., за каждого диспетчера – 100 б.в.
Согласно новым правилам, диспетчер не может передавать заказы водителям, не включенным в реестр, и перевозчикам, транспортные средства которых не включены в реестр. Водитель не может принимать заказы от диспетчера или перевозчика, не включенного в реестр, а также не может использовать средства связи или информационные системы, сведений о которых нет в реестре. Диспетчеры и перевозчики должны вести учет сведений обо всех поездках, которые они организовали, и хранить эти данные (дата перевозки, время вызова, подачи и места подачи машины, данные о ней и о водителе) в течение года.
Нарушениями являются следующие распространенные случаи:
– фактическое отсутствие юрлица по месту регистрации;
– наличие задолженности по уплате налогов на сумму более 1 б.в.;
– допуск к перевозкам водителя, два и более раз в течение года не прошедшего медосвидетельствование;
– допуск к участию в дорожном движении автомобиля, не прошедшего гостехосмотр, неисправного, переоборудованного, в отношении которого отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности;
– перевозка пассажира в такси с выключенной кассой и другие.
В случае выявления нарушений нахождение в реестре может быть приостановлено: относительно водителя – на срок до месяца, автомобилей, перевозчиков и диспетчеров – до трех месяцев. В этот период выполнение перевозок запрещено. Обратиться за повторным включением в реестр можно спустя полгода с повторной уплатой госпошлины.
Более строгие санкции предусмотрены в отношении тех, кто попытается организовать работу такси без включения в реестр. Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность предусмотрена ч. 3 ст. 13.3 КоАП. Помимо крупных штрафов (для юрлиц – до 500 б.в.), возможно применение такого наказания, как конфискация до 100 % суммы полученного дохода, а также орудий и средств совершения правонарушения.
Без техосмотра и страховки
В 2017-2018 гг. был принят ряд законодательных актов, направленных на улучшение условий ведения бизнеса и сокращение излишних требований, предъявляемых к перевозчикам в нерегулярном сообщении. С февраля 2018-го лицензирование этого вида деятельности заменили на добровольное уведомление местных исполнительных и распорядительных органов власти.
Однако упрощение процедуры организации работы повлекло появление недобросовестных игроков на рынке услуг. Поскольку они не торопились выполнять требования к автомобилям-такси и их водителям, увеличилось число случаев дорожно-транспортных происшествий с участием этих машин.
При проведении контрольных мероприятий работники Транспортной инспекции, как и ранее, обращают внимание на техническое состояние и внешний вид автомобиля. Наличие неисправностей исключает его участие в дорожном движении. Авто должно быть желтым или по его периметру должна проходить желтая полоса шириной не менее 20 см, на бортах и оранжевом опознавательном фонаре – шашечки. На передних дверцах обязательны название перевозчика, ИП или транспортной фирмы и УНП.
В салоне должен быть таксометр, совмещенный с СКНО. Его отсутствие допустимо только в том случае, если водитель работает исключительно по безналичному расчету через диспетчера, зарегистрировавшего свою информационную систему – мобильное приложение. На видном месте закрепляют таблички с указанием наименования перевозчика, контактных телефонов, данных о водителе и информации о местонахождении книги жалоб и предложений, а также тарифы поездок.
Константин Рой привел в пример показательный случай: летом этого года водитель такси совершил дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали люди. В результате проверки установили, что таксист начал принимать заказы около 14.00 одного дня и практически без перерыва работал до 7.00 следующего дня. После 15 часов поездок попал в аварию. Водитель не проходил медицинское обследование, у него не было справки. Договор обязательного страхования перевозчик не заключал, стажировку, повышение квалификации, инструктажи с водителем не проводил. Даже трудовые отношения с ним не были оформлены.
Перевозчик пытался выйти сухим из воды, утверждая, будто сдал автомобиль в аренду виновнику аварии для личных нужд, а тот по собственной инициативе использовал его для перевозки пассажиров. То есть, никто не желал брать на себя ответственность за расстройство здоровья участников ДТП.
Случаи, когда пострадавшие морально или физически пассажиры не могут себя отстоять, не единичны. Поэтому президентский указ № 32 и Реестр автоперевозок направлены прежде всего на защиту прав пассажиров.
Константин Рой обратил внимание, что эти документы не ужесточают требований к диспетчерам, перевозчикам, водителям и автомобилям и не влекут для них дополнительных финансовых затрат. Такие же требования содержались в нормативных актах и раньше, но отсутствовал четкий механизм контроля их соблюдения. Теперь он выработан.
Цены в свободном полете
Добросовестные участники пассажироперевозок отнеслись к новациям спокойно и уверены, что они будут способствовать укреплению порядка и дисциплины как в их сфере деятельности, так и на дорогах Беларуси в целом.
Основная причина, по которой водители уходят из сферы нерегулярных пассажироперевозок, – установление строгого контроля соблюдения требований к заключению с ними трудовых договоров. Ведь это влечет необходимость соблюдения режима рабочего времени, вопросов охраны труда, проведение предрейсовых медосмотров и освидетельствований. Камнем преткновения стало именно требование о соблюдении режима труда и отдыха.
С 1 ноября обязательна видеофиксация всех перевозок. Перед отправкой на линию проверяют техническое состояние каждого автомобиля-такси.
Согласно законодательству, продолжительность рабочего дня водителя автомобиля-такси не должна превышать 12 часов. Но таксисты – как занятые на основном месте работы, так и совместители – нередко работали сверхурочно. Необходимость находиться в рамках нового указа, по их расчетам, повлечет снижение потенциального заработка. Это не лишено резона: трудясь меньше, вряд ли получишь как прежде. Поэтому многие приняли решение уйти.
В свою очередь дефицит водителей, а, следовательно, автомобилей-такси на линии вызвал повышение стоимости услуг такси.
– Такси мне понадобилось 4 ноября около 8.00, – рассказала витебчанка Людмила Романовская. – Привычно войдя в приложение «Яндекс Go», я стала заказывать машину. Расстояние от моего дома до работы около 2 км, обычно поездка стоила менее 4 руб., в часы пик при плохой погоде – до 5 руб. А тут... 11,8 руб.! К тому же, вместо времени ожидания указывалось, что водителей на линии меньше, чем обычно. Я подумала о сбое в приложении, но вспомнила, что краем уха слышала о каком-то реестре и о подобных прогнозах. В итоге побежала на остановку. В течение нескольких дней отслеживала, как будет меняться стоимость такой же поездки. Максимум составил 18,3 руб. в дождливый утренний час пик, а минимум – 4,1 руб. около 14.00 в выходной день.
Минимум приблизительно равнялся прежним ценам, что подтверждает: тарифы на поездки в такси не менялись. Информационная платформа российской кампании «Яндекс», занимающая 90 % на белорусском рынке диспетчеров такси, самостоятельно определяет стоимость поездки. Программа автоматически учитывает погодные условия, количество автомобилей-такси на линии, востребованность транспортных средств и применяет повышающий коэффициент. Так что удорожание услуг такси в настоящее время связано с сокращением количества автомобилей-такси в среднем на 30 %.
Виктория Верченко отмечает, что «основной состав» водителей такси остался на своих рабочих местах. Она оптимистично прогнозирует, что по мере притирания к новым реалиям в сфере пассажироперевозок вакансии постепенно заполнятся. Значит, и значительного повышения цен на услуги такси вследствие нехватки водителей не случится.
Фото Светлана ЯКОВЛЕВА