В последние десятилетия в некоторых странах поощряется свободный выбор половой принадлежности и с юных лет искусственно формируется транссексуализм. Что это такое, почему некоторые люди вопреки традиции и здравому смыслу решаются на смену пола, разбиралась корреспондент «ВВ».
Разные подходы
В Беларуси сложилась традиция воспитывать детей в соответствии с их полом, что предусматривает объяснение малышу с самых ранних лет его гендерной принадлежности и соответствующей социальной роли. Как правило, и в семье, и в учреждении образования ребенку говорят о том, что он является девочкой либо мальчиком. Родители подбирают ему подходящую одежду, прически, занятия в свободное время, а воспитатели — игрушки и роли на утренниках. Рассказывая о нормах поведения или профессиях, детям обычно в качестве примера приводят представителя того же пола — маму или папу, бабушку или дедушку. Это традиционный подход, который в перспективе должен помочь человеку адаптироваться в социуме, найти свое место в жизни, выстроить здоровые отношения с окружающими.
Однако в США и многих европейских странах в ХХI веке в почете оказались совсем другие идеи. Напрочь игнорируя законы природы, детям стали активно внушать, что они не мальчики и не девочки, что можно самостоятельно выбрать свой пол. В ряде государств официально разрешили давать несовершеннолетним блокаторы созревания, замедляющие рост ребенка и формирование вторичных половых признаков. А кое-где вообще достаточно лишь заявить о принадлежности к противоположному полу — и вуаля, тебя уже признают не мальчиком, а девочкой (и наоборот).
Распространение подобных взглядов привело к стремительному увеличению количества желающих сменить пол. На сайте «РИА НОВОСТИ» встречаются данные, которые привел работавший в Швеции детский психиатр Свен Роман: «В 2001 году диагноз «гендерная дисфория» поставили всего 12 лицам младше 25 лет, а в 2018-м — уже 1859. Это затрагивает всех подростков. Особенно девушек, которые хотят стать мальчиками: с 2008 по 2018 год прирост таких случаев — 1500 процентов».
По сути вопроса
На самом деле официально менять пол не запрещено и в Беларуси. В отечественную медицинскую практику такие операции вошли с конца 1960-х годов. Но, конечно, подход к вопросу сильно отличается от западноевропейского. В нашей стране решение принимается только после комплексного обследования, которое должно выявить наличие медицинских показаний для такого шага и отсутствие противопоказаний для вмешательства. Причем разрешение на изменение половой принадлежности дается лишь совершеннолетним.
— Единственным настоящим показателем для смены пола является транссексуализм, — пояснил психотерапевт-сексолог Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Сергей Докучиц. — Действительно, бывают случаи, когда ребенок рождается и растет без физических отклонений, но со стойким, не корригирующимся ничем убеждением, что он лицо другого пола.
Однако, как заметил специалист, при некоторых психических заболеваниях, особенно часто при шизофрении, у людей тоже может возникать на фоне бреда навязчивое желание изменить гендерную принадлежность. Тем не менее при улучшении психического состояния такие стремления исчезают.
— Есть и еще один момент. Не секрет, что наше время — это время эпатажа. Сейчас у многих экзальтированных людей появляется желание привлечь к себе внимание любым способом, в том числе заявлениями о своей непохожести на остальных, — высказал мнение психотерапевт-сексолог. — Кроме того, в подростковом возрасте нередко встречается такое явление, как дисморфофобия, когда человек озабочен недостатками в собственной внешности настолько, что ощущает постоянный дискомфорт. Иногда ребенок считает, что у него не такие уши, нос, ноги и тому подобное. А порой подростку не нравится и его пол. Однако это по мере взросления обычно проходит. Либо такие расстройства корригируются при помощи психолога, в результате чего появляется принятие своего пола.
Именно поэтому первый и очень важный этап в работе с транссексуалами — диагностический, подчеркнул Сергей Докучиц. Только если синдром отрицания пола действительно подтверждается, специально созданная при Министерстве здравоохранения Беларуси межведомственная комиссия дает пациенту разрешение изменить гендерную принадлежность. Тогда наступает следующий этап решения вопроса — юридический (ведь человеку потребуется сменить все документы), за чем последует эндокринная и хирургическая коррекция.
Такой шаг всегда должен быть взвешенным, осознанным. Ведь, повзрослев, человек часто переосмысливает подростковые желания. В некоторых западных странах уже прошли громкие процессы, инициированные теми, кому не пришлась по душе новая гендерная принадлежность и кто захотел вернуться к, так сказать, заводским настройкам — то есть полу, полученному от рождения.
К сожалению, навязывая детям (в том числе через информацию в интернете) сомнительную идею свободного выбора собственного пола, им не объясняют, что это не панацея, что какие-то трудности в жизни будут всегда — неважно, мужчина ты или женщина. А, кроме того, искусственное вмешательство в то, что дано природой, может спровоцировать дополнительные проблемы со здоровьем.
Время эпатажа и спортивных «успехов»
Идею транссексуализма быстро подхватил шоу-бизнес. Для артистов это оказался достаточно несложный способ привлечь к себе всеобщее внимание. Вспомним хотя бы эпатажную Кончиту Вурст, о которой заговорил весь мир после ее победы в 2014 году на международном музыкальном конкурсе «Евровидение» в Копенгагене. За образом миловидной и довольно эффектной (даже несмотря на бороду) женщины скрывался австрийский поп-исполнитель Томас Нойвирт. С детства будущий музыкант примерял женские вещи, делал макияж и не скрывал своего равнодушия к представительницам слабого пола. В 17 лет в телешоу он публично признался в нетрадиционной ориентации. А с 2011 года решил выступать как Кончита Вурст, придумав не только псевдоним и сценический облик брюнетки с бородой, но и биографию несуществующей девушки.
Многие уверены, что именно эпатажный образ сыграл главную роль при определении победителя «Евровидения-2014». После этого Кончита Вурст стала популярной, она давала концерты и занималась продвижением своего творчества. Однако затем Томас Нойвирт признался, что больше не хочет носить платья, и все чаще стал появляться на людях в мужском облике. Он снял парик и наращенные ногти, прекратил пользоваться декоративной косметикой. На вопрос о гендерной принадлежности артист в одном из интервью дал такой ответ: «На работе я фрау Вурст, дома я Том».
Идею трансгендерного перехода в последнее время активно используют и в спортивной сфере. При этом почему-то преобладает превращение мужчин в женщин. Не потому ли, что сильному полу куда проще выполнить женские нормативы?
Например, в прошлом году на крупном турнире в США олимпийских призеров Токио уверенно обошла пловчиха Лия Томас. До конца 2019-го она была Уиллом Томасом — мужчиной и… посредственным спортсменом, аутсайдером даже на внутренних стартах. Однако потом пловец заявил, что чувствует себя женщиной и хочет сменить пол. Гормональная терапия заняла примерно год, после чего на соревнованиях появилась 22-летняя Лия. Она сразу установила рекорд бассейна и принялась выигрывать один старт за другим.
Многие уверены, что Лия Томас успешно выступит на Олимпиаде в Париже в 2024 году. Ведь сколько ни говори о гендерном равенстве, с физиологией не поспоришь: от природы большинство мужчин по силе превосходит женщин.
Думать о последствиях
На упрощении процедуры смены гендерной принадлежности во многих странах не остановились. Пошли дальше — заявили о существовании так называемого третьего пола, то есть не являющегося ни мужским, ни женским. И речь не о врожденных физиологических нарушениях, а именно о самоидентификации отдельных личностей.
В прошлом году даже Всемирная организация здравоохранения в новой редакции руководства по учету гендерной проблематики решила, по сути, признать третий пол.
Было сказано, что ВОЗ обновляет документ «в свете новых научных данных и концептуального прогресса в области гендера, здоровья и развития».
— Эти вопросы пока не проработаны. Зачастую они решаются на волне моды и эпатажа. Но важно не выходить за пределы разумного и не идти против законов природы, — прокомментировал идею третьего пола Сергей Докучиц. — При большом количестве людей с сексуальными отклонениями общество начнет деградировать. А в современном мире эти принципы пытаются отрицать. Однако, насаждая определенные идеи, всегда следует думать, какими будут глобальные последствия такой политики, а также станут ли счастливыми те люди, которые воспитаны в подобном духе, смогут ли они выстроить отношения с окружающими.
Комментарии