Как ГАИ борется с автонарушителями в пешеходных зонах Витебска и что можно предпринять для уменьшения там количества автомобилей?

2022-05-22 21:16:08

Пешеходные улицы Пушкина, Толстого и Суворова в Витебске лишь отчасти можно назвать таковыми. В полной мере насладиться прогулкой по пешему кварталу невозможно – идти приходится, оглядываясь по сторонам. Здесь регулярно ездят автомобили, пусть и гораздо реже, чем по обычным автомагистралям. Плюс некоторые жители и гости города устраивают здесь стихийные автопарковки. И это несмотря на запрещающие дорожные знаки. Все ли автомобилисты нарушают Правила дорожного движения, заезжая в пешеходную зону? Как с автолюбителями, игнорирующими их, борется Госавтоинспекция?

Как сообщил инспектор ДПС ГАИ УВД Витебского облисполкома Дмитрий Гецевич, они ежедневно проводят рейды на улицах Пушкина, Толстого и Суворова. И только за последние два месяца привлечено к ответственности более 120 водителей, которые нарушают Правила дорожного движения при движении в пешеходной или жилой зоне.

– На территорию пешего квартала имеют право заезжать авто, которые обслуживают на этой территории кафе, торговые и иные организации, – говорит Дмитрий Гецевич. – Допускается движение транспорта дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, автомобилей с наклонной белой полосой на бортах (это авто почтовой службы). Также разрешен проезд водителей, живущих в домах на этих улицах.

По наблюдениям инспектора ДПС, в рабочее время большинство автомобилистов,  заезжающих в пешеходную зону, имеют право здесь находиться.  Такое впечатление сложилось и у меня в ходе утреннего рейда с Дмитрием Гецевичем и еще одним сотрудником ДПС ГАИ УВД Никитой Жабило.

Первого нарушителя долго ждать не пришлось. Водитель автомобиля марки «Пежо», не обращая внимания на сотрудников Госавтоинспекции, заехал на улицу Толстого. Мужчина припарковался напротив здания театра им. Якуба Коласа и собирался направиться по своим делам, но к нему подошли сотрудники ДПС. После короткого разговора автомобилист уехал.

– Этот мужчина, с его слов, не знал, что на территории пешеходной зоны запрещена автостоянка, – поясняет Дмитрий Гецевич. – С ним мы провели профилактическую беседу и вынесли устное замечание. Разговор зафиксировали на видео, плюс запомнили лицо этого человека и номер машины. Если он еще раз попадется при таком нарушении, ему вынесут письменное предупреждение. При повторном ­в течение года – предусмотрен штраф в размере одной базовой величины.

Пока Дмитрий Гецевич это рассказывает, мимо по Толстого проезжает темно-зеленая «Шкода».

– Мы знаем эту машину, она обслуживает кафе на улице Суворова, – говорит Дмитрий Гецевич. – Подобные рейды проводим часто и сразу видим, кто законно движется по пешеходному кварталу. Но если замечаем неизвестные нам авто, то останавливаем и выясняем, куда они едут.

Следующий автомобилист на «Ауди» как раз такой. Дмитрий Гецевич довольно долго беседует с этим водителем. Тот в ответ общается недовольным тоном. Затем сотрудник ДПС начинает составлять протокол.

– Обычно автомобилисты адекватно реагируют на устное замечание и уезжают, – поясняет Никита Жабило. – Если же водитель начинает доказывать свою правоту, то понятно, что устное предупреждение он пропустит мимо ушей. К таким уже при первом факте нарушения применяем более строгие меры, тогда с гораздо большей вероятностью человек задумается, стоит ли ему заезжать в пешую зону, чтобы не нарваться на штраф.

Но причина долгого разговора инспектора ДПС с водителем «Ауди» оказывается не только в бурной реакции автомобилиста на требование покинуть пешеходную зону.

– По электронной базе данных я проверил автомобиль и водителя, – поясняет Дмитрий Гецевич. – Оказалось, что у этого человека уже было 21 нарушение Правил дорожного движения! Правда, по другим статьям. Понятно, что устное замечание он не воспримет. Я провел с ним профилактическую беседу, предупредил об административной ответственности при повторном заезде в пешеходную зону. И вынес письменное предупреждение.

Дальше в течение получаса сотрудники ДПС останавливают на улице Толстого еще пятерых водителей. Все машины имеют право тут находиться – они обслуживают расположенные на территории пешеходного квартала, банк и кафе.

После чего идем на улицу Толстого и видим несколько припаркованных автомобилей возле административных зданий.

– На территории пешеходного квартала автомобилям разрешено останавливаться только на короткое время для выгрузки товара, – сообщает Дмитрий Гецевич.

После чего сотрудники ДПС, немного подождав, чтобы убедиться, что водители припарковались тут надолго, приступают к поиску нарушителей. По электронной базе данных Дмитрий Гецевич находит владельцев авто. Они выходят из зданий к своим машинам. Работники ДПС объясняют им, что остановка в пешей зоне разрешена только на короткое время. И нарушители ПДД уезжают.

Между тем по вечерам по моим наблюдениям, на пешеходных куда более оживленный автотрафик. Причем часто здесь можно встретить такси, которые подвозят пассажиров к точкам общепита. Разве они не нарушают Правил дорожного движения?

– Да, машинам такси запрещен заезд на территорию пешеходного квартала, – говорит Дмитрий Гецевич. – Правда, часто водителей таксомоторных служб на это нарушение провоцируют пассажиры, предлагая двойную оплату за проезд к крыльцу кафе. Когда же нарушителей останавливают сотрудники ДПС, пассажиры начинают бурно возмущаться. Мы спокойно разъясняем Правила дорожного движения. А таксистов, которые неоднократно нарушают правила в течение года, штрафуем.

Как добавил Дмитрий Гецевич, помощь в поимке нарушителей на территории пешеходного квартала могут оказать и неравнодушные граждане. Для чего надо сфотографировать автомобиль нарушителя, вызвать сотрудников ДПС.

В завершение материала – небольшая авторская ремарка. Живя по соседству с пешеходным кварталом, я по несколько раз в день хожу по нему.  Понятно, что сотрудники Госавтоинспекции делают все от них зависящее. Но простому человеку сложно понять, имеет право находиться автомобиль на пешеходной улице или нет. И при этом успеть сфотографировать машину, когда, гуляя, приходится судорожно отскакивать, чтобы уступить ей дорогу. Да и не станешь же снимать каждый автомобиль, который тут едет или припаркован.

На мой взгляд, решением проблемы может стать выдача владельцам авто, имеющим право находиться в пешеходном квартале, специальных наклеек на лобовое стекло. Как вариант – обязать владельцев точек общепита и других организаций привозить товар поздно вечером, ночью и ранним утром. Именно так, к слову, сделано в некоторых зарубежных городах, где толпы народа наслаждаются неспешными прогулками по пешеходным улочкам. Но главное – автомобилистам надо проявлять больше уважения к пешеходам. Ведь в окрестностях пеших улочек достаточно автостоянок со свободными местами.

Тем временем, от регулярного автомобильного движения на территории пешего квартала разрушается плиточное покрытие…

Фото Евгения КАРПАСА.