В музее ОАО «Витязь» среди экспонатов представлена вся линейка техники, выпускавшаяся за 45-летнюю историю деятельности предприятия. А открывает ее первый телевизор, сошедший с конвейера 12 сентября 1978-го.
Знаковое событие для предприятия, которому тогда было чуть более двух лет, не могло обойтись без торжественной церемонии и митинга. В гости к заводчанам приехал первый секретарь Витебского горкома КПБ Валентин Михельсон. Ему было предоставлено право включить телевизор, после того как первый серийный аппарат отрегулировал выпускник Витебского политехнического техникума В. Николаев.
Первый «Витязь-722» цветного изображения с диагональю экрана 61 см сошел с конвейера на полгода раньше запланированного срока. Как сообщала газета «Віцебскі рабочы», успеху содействовало взаимодействие строителей и производственников. Был применен метод параллельного проектирования и возведения корпусов, велось поэтапное освоение мощностей. «Витязи» называли детищем всей страны. В создании новых телевизоров, как и в подготовке кадров для предприятия, принимали участие специалисты из Москвы, Ленинграда, Минска, Симферополя, Горького, Каунаса, Новгорода и других городов.
Телевизор «Витязь» с большой долей вероятности мог именоваться «Жемчугом». В начале весны 1977-го были подведены итоги конкурса на лучшее название. От работников предприятия поступило около 150 предложений, среди них — «Витязь», «Спектр», «Зенит», «Жемчуг», «Буревестник», «Крыніца» и другие.
Варианты долго обсуждались в коллективах подразделений и на техническом совете. Сперва остановились на «Жемчуге», но все чувствовали, что в нем нет изюминки. Чуть позже выбор пал на «Витязь», в котором звучала нотка, связанная со старинным городом. Название не сговариваясь предложили старший инженер лаборатории В. Макаров и инженер-конструктор Н. Касаткин. Согласно положению о конкурсе каждый из них получил премию в размере 25 руб.
По современным меркам «Витязь-722» был очень массивным и достаточно тяжелым: габариты – 780х550х550 мм, масса – 60 кг. Но тогда на подобные характеристики покупатели не обращали внимания. Главное, что передачи можно было смотреть в цветном изображении, немаловажное значение имело сенсорное (кнопочное) переключение каналов. В черно-белых аппаратах такой маневр делался с помощью тумблера.
Тем временем велась рекламная кампания по продвижению «Витязя-722». В частности, на выставке новых изделий в Киеве витебский телевизор привлек внимание специалистов и экспертов, представителей торговых организаций Украинской ССР. Высокая оценка телеприемнику была дана на международной выставке в Чехословакии и Всесоюзной ярмарке в Москве.
В субботний день, 25 ноября 1978-го, в Витебске в специализированном магазине «Электрон» на проспекте Черняховского была организована выставка-продажа «Витязей-722». Накануне в рекламном объявлении в областной газете отмечалось, что новая модель полностью оправдывает свое «богатырское» название. Она выполнена на уровне лучших отечественных аналогов. Переключение программ в любой последовательности осуществляется легким касанием контактной пластины сенсорной установки (к слову, в Витебске тогда принималось всего две телевизионные программы – Первая и Вторая, а кнопок на сенсорном блоке было шесть). В телевизоре использовался взрывобезопасный кинескоп (в те годы аппараты нередко детонировали и приводили к пожарам). Предусматривалась возможность подключения магнитофона и головных наушников для прослушивания звукового сопровождения.
На выставке-продаже специалисты завода помогали покупателям выбрать телевизор и давали консультации по его эксплуатации. Перед началом включили несколько приемников разных марок.
«Посмотрели и сравнили: наш, витебский, не только не хуже, а даже лучше других работает», – сообщал корреспондент «Віцебскага рабочага».
«Это понятно, – полушуткой, но не без гордости объяснил заместитель директора А. Толсташов. – Зачем строить новое предприятие, если его изделия будут хуже? Ну и, сказать честно, первая продукция – основа нашего будущего авторитета. Сегодня закладывается имя нашей марки».
Специалисты завода также выезжали на квартиры первых владельцев «Витязей», помогали с установкой, подключением и настройкой. Всего за тот день было продано 60 телевизоров по цене 755 руб. за единицу.
До конца года завод выпустил еще 500 приемников, большинство реализовано в Витебске. В 1979-м в торговую сеть Придвинья планировалось поставить 1000 телевизоров, Минска – 700, других регионов Беларуси – по 200. Через три года предприятие должно было выйти на проектную мощность – 300 тыс. телеприемников.
Но это были совершенно другие «Витязи» – заметно легче, оснащенные беспроводным дистанционным пультом. К аппарату уже можно было подключать видеомагнитофон, использовать его экран для телеигр.
Фото автора и из фондов музея ОАО «Витязь»