В зависимости от ситуации на потребительском рынке перечень социально значимых товаров меняется. Сколько позиций он включает на сегодняшний день? Какой порог недопустимо переступать в повышении цен торговым организациям и как мониторят цены в предновогодние дни, когда шопинг приобретает особый размах? Более компетентного собеседника по этим вопросам, чем начальник главного управления торговли и услуг облисполкома, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Ирина Левкович, найти трудно.
– Министерством антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) в апреле 2020 года было введено государственное регулирование цен на основные социально значимые товары, – поясняет Ирина Петровна. – В частности, установлены предельные максимальные надбавки для организаций торговли и импортеров, предельные нормативы рентабельности для производителей. Первоначально регулирование распространялось на 26 групп продовольственных и непродовольственных социально значимых товаров. В текущем году перечень расширен, регулирование цен осуществляется в отношении 30 групп продовольственных товаров. В первую очередь это продукция критического импорта, сезонная, повседневного спроса – мясо, рыба, колбасные, молочные, хлебобулочные изделия, хлеб, крупы, плодоовощная, детское питание и др. Введено также регулирование оптовых надбавок для предприятий, осуществляющих оптовую торговлю социально значимыми товарами.
Кроме того, с февраля текущего года в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь №100 изменение цен на 62 наименования социально значимых товаров и 50 наименований лекарственных средств не может превышать 0,2% в месяц. Это ограничение касается как предприятий-производителей, так и организаций торговли. А с учетом новаций, внесенных в данное постановление в декабре текущего года, ограничения по росту цен в настоящее время коснутся только 29 наименований социально значимых товаров.
– Установить регулирование цен – одна сторона дела, контролировать исполнение – другая. Что показывает мониторинг?
– Контроль за ценовой ситуацией на потребительском рынке осуществляют МАРТ, Комитет госконтроля, исполнительная власть. Так, в текущем году в Витебской области специалистами главного управления торговли и услуг облисполкома, горрайисполкомов проведены мониторинги цен в 828 торговых объектах. Нарушения ценового законодательства выявлены в 103 из них (12,4%). Субъектам хозяйствования направлены рекомендации по устранению допущенных нарушений. Цены приведены в соответствие с законодательством. При этом следует отметить, что процент выявленных нарушений из месяца в месяц не снижается, что свидетельствует о необходимости проведения в регионах широкой разъяснительной работы с субъектами хозяйствования о требованиях действующего законодательства в сфере ценообразования, а также о мерах административной ответственности за нарушение данного законодательства.
Как член Совета Республики Национального собрания, так же, как и все мои коллеги в других регионах, я постоянно уделяю внимание контролю за ценовой ситуацией на потребительском рынке: делаю это ежемесячно в конкретном магазине наиболее популярной торговой сети и в конкретной аптеке. Мониторинг цен на товары и лекарства первой необходимости – это поручение главы государства. В случае необоснованного роста цен информация направляется в МАРТ для принятия мер.
– Ирина Петровна, что на практике дает регулирование цен для потребителя и для продавца?
– Введение ценового регулирования позволило снизить уровень инфляции, обеспечить население наиболее востребованными товарами в широком ассортименте по доступным ценам.
Учитывая то, что социально значимые товары занимают значительный удельный вес в товарообороте организаций торговли, ограничение уровня торговых надбавок на них приводит к снижению рентабельности продаж. Так, в истекшем периоде 2021 года этот показатель в организациях розничной торговли области составил 1,2% по сравнению с 2% в соответствующем периоде 2020 года.
– Есть ли исключения, когда производители и поставщики могут выходить за установленные рамки и повышать цены на социально значимые товары?
– В целях недопущения дефицита, компенсации роста стоимости сырья, вспомогательных материалов, тарифов на энергоносители и топливо предприятия-производители, импортеры, а также организации торговли имеют право увеличивать цены на социально значимые товары выше установленного предела после согласования данного повышения Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.
– Какая работа проводится в предновогодние дни по подготовке объектов торговли и общепита и ведется ли особый мониторинг цен?
– Начнем с того, что принято распоряжение заместителя председателя облисполкома, в соответствии с которым субъектами хозяйствования в предновогодние, новогодние и рождественские дни обеспечено тематическое оформление предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг.
С 1 декабря организована предпраздничная торговля с проведением выставок-продаж, распродаж по сниженным ценам, дегустаций продовольственных товаров, рекламных акций с предоставлением скидок на товары и услуги.
По оперативным данным, торговыми предприятиями области запланировано проведение более 800 выставок-продаж, расширенных продаж, более 3 тысяч акций, распродаж товаров по сниженным ценам.
С 18 декабря 2021-го по 7 января 2022 года на территории области по выходным дням организовано проведение около 80 ярмарок по продаже продовольственных и непродовольственных товаров с участием сельхозпроизводителей, организаций промышленности, торговли и общественного питания.
С 20 декабря Витебское государственное производственное лесохозяйственное объединение развернуло торговлю натуральными елями и соснами более чем в 200 местах. Планируется реализовать до 25 тысяч штук. Розничные цены на новогодние деревья дифференцированы в зависимости от высоты дерева – от 14 до 55 рублей.
В торговой сети организована расширенная продажа елочных украшений, карнавальных костюмов, искусственных елей и сосен, сувениров с новогодней тематикой. Представлен широкий ассортимент подарков (до 37 наименований), шампанского и игристых вин (до 12 наименований).
В объектах общественного питания в настоящее время принимаются заявки от населения, организаций и предприятий на проведение корпоративных вечеров и других торжественных мероприятий (с учетом соблюдения противоэпидемических требований). Разрабатывается праздничное меню.
Мониторинг цен на социально значимые товары в предновогодние, новогодние и рождественские дни обязательно будет продолжен.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.