Начальник филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области: «Допуск к участию в дорожном движении получили около 38% от всех зарегистрированных в регионе транспортных средств»

2021-12-16 12:05:58

Техосмотр – безопасность на дорогах. Но пока эту аксиому понимают не все. Как отметил начальник филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области Владимир Савицкий, на сегодняшний день около 38% от всех зарегистрированных в области транспортных средств (а их более 500 тыс.) получили разрешение на допуск к участию в дорожном движении.

 

По сравнению с прошлым годом число дисциплинированных автовладельцев увеличилось с 96 тыс. 812 до 173 тыс. 974. К концу года эта цифра немного подрастет. Но по-прежнему на диагностических станциях мало желающих проверить свою машину. Большинство предпочитают ездить без техосмотра. А значит, нет гарантии, что на дороги не выходят автомобили с плохими тормозами, неисправным рулевым управлением или внешними световыми приборами, которые в любой момент могут создать аварийную ситуацию или привести к трагедии.

Как отмечают сотрудники ГАИ, дорожно-транспортных происшествий, случившихся из-за неисправности транспортных средств, к счастью, не много, но они есть.

Госавтоинспекция совместно с филиалом УП «Белтехосмотр» в Витебской области проводит рейды по выявлению автомобилей, не прошедших техосмотр, штрафует за отсутствие разрешения на допуск к участию в дорожном движении, но ситуация кардинально не меняется. Почему? Ответ на этот вопрос мы и пытались найти в разговоре с Владимиром Савицким.

– Раньше владельцы авто ссылались на большую сумму госпошлины, которую нужно было уплатить перед тем, как приехать на диагностическую станцию. Теперь ее отвязали от техосмотра.

– Да, и в начале года наблюдался всплеск желающих пройти техосмотр. Это в первую очередь связано с тем, что с января нынешнего года вместо госпошлины введен транспортный налог, и он отвязан от техосмотра. Срок его уплаты – 15 декабря года, следующего за истекшим. В переходный период он составляет одну базовую величину. Автовладельцу должно прийти соответствующее извещение. Доплату транспортного налога за 2021 год потребуется произвести не позднее 15 декабря 2022-го. Подтолкнули автовладельцев и изменения в Кодексе об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях, которые вступили в силу с 1 марта 2021-го. В них законодательно закреплена возможность по результатам фотофиксации привлечения к ответственности автовладельцев, не получивших своевременно разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. А если собственники транспортных средств – юридические лица или индивидуальные предприниматели, штраф до 10 базовых величин получают не водители, а должностные лица.

– Но после всплеска вновь наступило затишье.

– Повлияла, я думаю, инерция. Владельцы авто приспособились ездить без разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Шли на разные уловки. Создали даже свой канал связи, чтобы предупреждать, где стоит патрульная машина. Многие за несколько лет ни разу не получали ни предупреждения, ни штрафа. И величина его по сравнению с госпошлиной не пугала.

– Раньше водители жаловались, что нужно часами ждать своей очереди на диагностических станциях. Может, это отталкивает?

– В области 35 диагностических станций. В Полоцком районе работают две мобильные, обслуживают районы, где нет стационарных, в частности, Шумилинский, Россонский и Ушачский. Сегодня нет привязки к месту жительства, и можно пройти техосмотр в любом населенном пункте Беларуси. На всех универсальных ДС области, в том числе и мобильных, выдаются и продлеваются международные сертификаты технического осмотра. Свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов выдаются на двух диагностических станциях УП «Белтехосмотр» – в Шарковщине и в Витебске на улице 6-я Суражская, 9а. Есть станции в областном центре, работающие без выходных. Кроме того, на прохождение техосмотра можно записаться предварительно, воспользовавшись сайтом УП «Белтехосмотр».

– Некоторые не спешат ехать на станцию, зная, что не пройдут техосмотр из-за ржавчины на крыле или разбитого бампера. А вкладывать деньги в кузовной ремонт не хотят. Так ли важен внешний вид автомобиля?

– Важно все. И исправность автомобиля, и его внешний вид. За короткий период мы избавились от так называемых ржавых консервных банок на дорогах. Люди поменяли машины или привели в порядок старые. Хороший хозяин будет смотреть за своим авто. Работники техосмотра руководствуются законодательством, согласно которому допускается отсутствие лакокрасочного покрытия размером до пяти сантиметров в двух местах, или по два сантиметра – в трех. Следы коррозии, дыры на кузове считаются серьезным изъяном, который требуется устранить.

– В последнее время прохождение техосмотра в некоторой степени облегчено. Я имею в виду не состояние автомобиля, а количество документов, которые прежде надо было иметь. Например, упразднена медицинская справка. Не надо тратить время и деньги, ходить по врачам, чтобы ее получить. Отменен и сертификат о техническом осмотре, который прежде нужно было получать в ГАИ и своевременно менять…

– Медсправку при прохождении техосмотра не требуют с начала прошлого года. Она нужна при получении водительского удостоверения и при замене прав. Но для себя лично лучше пройти медкомиссию, чтобы знать, можешь ли по состоянию здоровья управлять автомобилем или есть к этому противопоказания. С апреля 2020-го выдаваемый в ГАИ сертификат, на котором прежде ставился штамп о прохождении техосмотра, упразднен. В настоящее время водители получают разрешение на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении нового образца. Его не надо наклеивать на лобовое стекло, но нужно возить с собой и при проверке документов предъявлять инспектору ГАИ. Данное разрешение имеет несколько степеней защиты, его стоимость – 0.3 базовой величины (8 рублей 70 копеек). Оплачивать нужно предварительно, перед приездом на диагностическую станцию, в системе ЕРИП. Сегодня все диагностические станции области работают с электронными картами, прорабатывается вопрос и с электронным разрешением. Это будет удобнее. По желанию водитель может получить диагностическую карту на бумажном носителе, а также выяснить у инженера, какие выявленные неполадки следует устранить.

– Надо ли готовить автомобиль к поездке на диагностическую станцию?

– Да, к техосмотру надо готовиться. Следует помыть автомобиль, проверить наличие согласно перечню Минздрава лекарств в аптечке и их срок годности. Осмотреть огнетушитель, который должен быть поверен и исправен. Срок его службы в автомобиле – два года. Знак аварийной остановки должен быть установленного образца. Нужно также обратить внимание ни шины. На зимней резине остаточная высота рисунка должна составлять не менее 4 мм, на летней – 1.6 мм, на каждой оси рисунок должен быть идентичен. Проверить работу стеклоочистителей, омывателей, фар и других осветительных устройств. Кстати, чаще всего машины не проходят техосмотр из-за неправильной регулировки света фар и нарушений в работе тормозной системы. Ручник держит недостаточно сильно либо обнаруживается неравномерное срабатывание механизмов. А бывает, во время осмотра тормозные шланги рвутся или лопаются тормозные трубки. А если бы такое произошло на дороге?! 

– Не секрет, что в прежние времена можно было получить штамп о прохождении техосмотра по знакомству или за деньги. На вашей памяти были такие случаи?

– Это просто практически невозможно. Факты коррупции в области изжиты давно. Люди, работающие на станциях, дорожат своей работой и репутацией. Кроме того, на всех диагностических станциях ведется фотовидеофиксация. Все компьютиризировано, и если обнаружены какие-то неполадки, это будет отображено на мониторе. Технику не обманешь. В любой момент можно проверить, на какой станции автомобиль проходил техосмотр и его диагностическую карту. Не следует забывать об уголовной ответственности как получающего, так и предлагающем у взятку.

– А жалобы от водителей вам поступают?

– В последнее время жалоб, касающихся прохождения техосмотра, нет. В основном обращаются за консультацией, связанной с последними нововведениями. Больше всего вопросов по налогу. Но это не наша компетенция, а налоговой службы. Но по возможности, стараемся пояснить.

– С какой периодичностью нужно проходить техосмотр?

– Каждые шесть месяцев проходят проверку легковые машины, микроавтобусы, минивэны, автобусы и прочий транспорт, рассчитанный на восемь и более мест, без учета водительского, используемый для коммерческой перевозки пассажиров, легковые возрастом более пяти лет, задействованные в обучении вождению.

Каждый год – легковые, грузовые авто, тягачи, прицепы с неустановленным годом выпуска и возрастом более 10 лет, массой не более 0.75 тонны. Раз в два года проверяют транспортные средства и прицепы массой менее 0.75 тонны, а также квадроциклы, мототранспорт возрастом менее 10 лет.

– Что, по-вашему, станет главным аргументом для водителей, еще раздумывающих над прохождением техосмотра или его принципиальных противников?

– На сегодняшний день – это контроль. Когда заговорили об установке камер, на станциях появились даже очереди. К сожалению, пока психология некоторых, а, судя по статистике, большинства водителей срабатывает на жесткий контроль. Если он видит знак населенного пункта, не всегда сбрасывает скорость, но перед камерой фотофиксации тормозит. Знает, что в случае нарушения, ему придет штраф. Если таким же образом камеры будут выявлять все машины без техосмотра, и человек будет знать, что ему обязательно нужно будет заплатить, – это станет весомым аргументом. Стоимость прохождения гостехосмотра и получения допуска к участию в дорожном движении обойдется в пределах 40 рублей. А во сколько обойдутся все штрафы? Не говоря уже о том, что человеческая жизнь бесценна! Автоинспектор останавливает машины выборочно, а камера фиксирует всех подряд. И ее не уговорить. Насколько я знаю, в 2022 году камеры на дорогах заработают в полной мере. Так что советую, не ждать января, а сделать себе подарок к Новому году – пройти техосмотр. Ведь это в первую очередь нужно самим водителям – знать, что их автомобиль в порядке. А значит, и дорога будет безопасной.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.

 

Последние новости

16.12.2021
Лукомльская ГРЭС – передовая станция объединенной энергетической системы страны
16.12.2021
«Белорусский фонд мира»: Татьяна Туманова рассказала о годовых итогах работы Витебского областного отделения
16.12.2021
Региональный центр правовой информации Витебской области провел мероприятие, посвященное Дню юриста, для школьников
16.12.2021
16 декабря «прямую линию» проведет начальник главного управления по образованию Витебского облисполкома Дмитрий Хома
16.12.2021
В Оршанском райисполкоме состоялся областной семинар на тему «Актуальные вопросы организации службы «одно окно»
16.12.2021
Предприятия Витебской области – в числе победителей и призеров премии потребительского признания «Народная марка»
16.12.2021
На пожаре дома в Докщицах погиб мужчина
16.12.2021
Республиканский конкурс циркового искусства соберет в Орше более 200 участников