В Администрацию Наро-Фоминского городского округа поступает множество жалоб по вопросу содержания кур, крупного и мелкого рогатого скота на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства. В связи с этим, хотелось бы разъяснить нормы земельного законодательства в отношении вышеуказанного вопроса.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит прямого запрета на использование земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, в целях содержания домашней птицы и сельскохозяйственных животных.
Так, частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Также, в соответствии с пунктом 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 Гражданского кодекса Российской Федерации), осуществляются собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 65 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», домашний скот и птица должны содержаться в специальных помещениях (стайках, хлевах и т.д.), оборудованных для содержания в пределах земельного участка собственника, владельца, пользователя, находящегося в его собственности, владении, пользовании.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. При этом, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с утвержденным классификатором (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» предполагают использование такого участка для размещения жилого дома; выращивания сельскохозяйственных культур; размещения гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек (в том числе для содержания сельскохозяйственных животных и домашней птицы).
Таким образом, земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, предполагают возможность размещения хозяйственных построек, (в том числе для содержания сельскохозяйственных животных и домашней птицы) предназначенных для удовлетворения собственных нужд, при отсутствии признаков ведения на таком земельном участке предпринимательской или производственной деятельности, при условии соблюдения санитарных норм и правил, а также иных требований действующего законодательства.
В случае, если в сети «Интернет» или на участке присутствует информация о продаже сельскохозяйственной продукции, т.е. подтверждается ведение предпринимательской деятельности, необходимо посредством приложения «Народный инспектор» («Добродел») сообщить о нецелевом использовании земельного участка.