Студенты
вузов смогут попробовать себя в профессии, не дожидаясь получения диплома. Для
заключения трудового договора соискателю придётся представить в школу ряд
документов и пройти собеседование у директора. Такой порядок Минпросвещения
утвердило приказом, который вступает в силу 12 октября.
Главное — успевать
Согласно закону, принятому весной Госдумой
и одобренного Советом Федерации, успешно сдавших сессию будущих педагогов
примут на работу, начиная с четвёртого курса. Студенты технических вузов смогут
попробовать себя в качестве ведущих кружков и секций с третьего курса. Причём
за свою работу они будут получать полноценную зарплату.
Президент Владимир Путин надеется,
что это принесёт пользу всем: студенты смогут найти общий язык со школьниками,
завоевать авторитет и доверие, при этом сами смогут поучиться у сильных
наставников. Об этом он сказал на встрече с педагогами, которая состоялась в
День учителя.
Чтобы воспользоваться закреплённым законом
правом вести уроки, секции и кружки, студенты должны представить в
администрацию школы паспорт, СНИЛС, справку об успеваемости, где
подтверждается, что за предыдущие три года у соискателя не было «неудов» и
«хвостов». Военнообязанным нужно ещё принести военный билет или призывное
удостоверение. Также от вуза потребуется характеристика на будущего педагога.
Трудовую книжку, если это первое место работы студента, ему выдадут в
образовательном учреждении. Если хоть одного документа не окажется,
работодатель имеет право отказать в трудоустройстве.
Важно, что на старшекурсников педвузов
распространяются те же ограничения, что и на всех педагогов. Так, в школе не
место сотрудникам, лишённым права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда, имеющим судимость,
ранее подвергавшимся уголовному преследованию за тяжкие преступления.
Окончательное
решение о допуске студента к преподаванию примет администрация по итогам
собеседования с кандидатом. Как пояснил «Парламентской газете» зампред Комитета
Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов,
на этом этапе администрация постарается выяснить уровень основных
коммуникативных навыков будущего учителя и заодно — рассказать ему об
особенностях образовательного процесса в школе: какая у него будет нагрузка, в
каких условиях предстоит трудиться и так далее.
Где их ждут
Как
рассчитывают в обеих палатах парламента, закон позволит решить проблему
дефицита педагогических кадров. По данным опроса ОНФ за 2019 год, 44 процента
педагогов указали, что в школах не хватает учителей-математиков. 39 процентов
отметили нехватку учителей иностранного языка. 26 процентов — дефицит
преподавателей начальных классов, привёл данные «Парламентской газете» первый
зампред думского комитета по образованию и науке Олег Смолин.
«Перевод на дистанционное обучение из-за угрозы распространения коронавируса
ещё больше увеличит нагрузку на учителей, так что решение привлечь к
преподаванию студентов абсолютно правильное», — уверен депутат. По его
прогнозам, не стоит ждать массового прихода в школу старшекурсников, так как
работать пойдут наиболее подготовленные из них.
По мнению Виктора Смирнова, закон позволит
устранить дефицит хотя бы в городах и райцентрах. При этом сенатор сомневается,
что студенты поедут работать на село. Ведь тогда им придётся «оторваться» от
своего вуза, что очень неудобно, особенно для очников. «Другое дело, если школа
расположена в том же городе, что и вуз, или в нескольких десятках километров —
там, скорее всего, проблем с учителями не будет», — полагает сенатор.