Раскручивая молитвенные барабаны "хурдэ", верующие совершают "гороо"  -  обход территории дацана по ходу солнца. Сегодня они спешат освободиться от груза проблем и невзгод уходящего года, чтобы с чистым сердцем встретить Сагаалган.

Цымжит, верующая:
- Важно, чтобы у человека мысли были очень чистые, когда мы приходим на этот обряд. Мы каждый год с семьёй приезжаем, я с внуком. Ну, с Сагаалганом, год лошади у нас, конечно, очень хороший год.

До огненного обряда остаются считанные минуты. Для священного таинства буддийские ламы специально возвели два ритуальных костра - Дугжуубы.

Татьяна Костыгова, корреспондент:
- Визуально они похожи на наконечники стрел. По старинной традиции, верующие заранее обтирают своё тело бумажными салфетками и тестом, мысленно собирая весь негатив и болезни, а после складывают их в костёр.

Баир Раднаев, лама дацана "Хамбын Хурэ":
- Большой костёр, он символизирует пасть Эрлик Номун-хана, Владыки Чойжил-сахюусана. Это священный костёр. Туда вкладывается наше особое ритуальное подношение, которое называется "соор."

Звуки конха возвещают о начале молебна. Мантры "льются", наполняя пространство храма особой вибрацией, и кажется, что незримые божества слышат каждого. Молитва посвящена грозному Чойжил-сахюусану - Владыке Смерти, который, как верят буддисты, оберегает всё живое.

В центре этого сакрального полумистического таинства - подношение Чойжил-сахюусану. Верующие говорят: с его помощью их самые сокровенные желания обязательно исполнятся в наступающем году.

- Просим о помощи. Он нам помогает. Здоровья просим. Молимся, чтобы в жизни хорошо было всё.

На Дугжуубу приходят тысячи верующих всех возрастов и национальностей.

- На Дугжуубу хожу уже не первый год, регулярно. С самыми чистыми мыслями, чтобы всё плохое осталось в том году и самое лучшее забрать с собой.

- Очиститься, также всё плохое оставить позади.

А когда последние лучи солнца касаются горизонта, служба в дацане подходит к концу. Наступает очередь самого основного - огненного подношения.

Ламы начинают торжественное шествие. Впереди священнослужитель, несущий чёрное полотно - символ всего тёмного, что накопилось в душах людей - дурных помыслов и скверны. Позже ткань сменяется: негатив очищается.

Под звучание молитв и ритуальных инструментов языки пламени принимают подношения.

Огонь взмывает вверх, словно одаривая всех присутствующих благословением.

Татьяна Костыгова, корреспондент:
- Это кульминация священного обряда. Подношение, принесённое из дацана, предали огню. Считается, что сейчас в этих языках пламени сгорает всё плохое, накопившееся за год.

- Грехи наши отлетают. Сюда же мы положили всё, чем обтирали тело, и я считаю, что грехи наши, то, что мы за год накопили, всё отлетело.

Каждого присутствующего в эти моменты переполняют эмоции.

- Всю грязь, всё выкинули. Всё сжигаем теперь, думаю, что этот год будет самый прекрасный, самый счастливый. Хотим, чтобы война закончилась, чтобы был мир.

- Этот год самый лучший. Я хочу, чтобы здесь было всё хорошо. Я хочу, чтобы войны не было бесконечно.

Когда ритуал завершится, верующие отправятся по домам. Впереди Буту-Удэр, постный день перед Сагаалганом. За это время жители Бурятии наводят порядок дома, чтобы уже 18 февраля встретить Год Огненной лошади.