Люди собрались для того, чтобы очиститься от порчи, получить защиту от злых духов и заручиться поддержкой высших сил. С собой прихожане принесли крупу, топлённое масло и сладости.
По тибетски этот обряд называется Жинсриг, в переводе Огненная пуджа. Согласно ритуалу : прихожане жертвуют угощения хозяину огня - Идаму Ямантаки, олицетворяющего мудрость.
Виктория Гмызина:
– Перед началом обряда ламы выставлю на стол подношения среди них в том числе самые разнообразные крупы. Вот допустим рис символизирует благие деяния, горох физическую силу.
Дровянную конструкцию для будущего костра устанавливают на специальном металлическом постаменте. В это время послушник буддийского дацана Тимур Уржанов ещё раз проверяет все ли девять видов подношений готовы к ритуалу.
Тимур Уржанов, студент буддийского университета "Даши Чойнхорлин":
Что обычно после проведения этого обряда вы чувствуете? Ну как это в зависимости по-разному допустим, ну есть какой-то прилив сил, допустим энергии на будущий год.
Параллельно свои угощения для божества огня готовят прихожане. Для этого обычно устанавливают отдельные столы.
Что вы с собой принесли, топлённое масло, молоко, чёрный чай и далха.
Как бы обычай на такой, что сэржим это молоко либо чай, далхэ это то, что, для вкушения. Правда , что на такие обряды нужно приходить с чистыми помыслами. Что это важно? Конечно с чистыми помыслами, иначе как.
Перед проведением обряда буддийский священнослужитель надевает ритуальный головной убор. После звучит молитва.
Ламы проводят молебен за лучшее перерождение умерших, передают высшим силам просьбы людей и просят очищения от кармических страданий, порчи и болезней.
В первую очередь Идаму Ямантаки подносят топлённое масло, оно должно задобрить хозяина огня. После божеству передают крупы, молоко и сладости.
Пламя быстро разгорается и ширетуя - настоятеля местного дугана уже практически не видно из-за густого дыма, но он продолжает читать молитву, а вместе с ним и верующие, стремящиеся к просветлению. К слову, среди них много молодых людей.
Я очень рада, что молодёжь тянется к Богу, как у нас у бурят. Конечно, я поддерживаю это.
Они тоже должны знать религии. То, что молодёжь приходит сейчас это очень хорошо, потому что мы должны знать свой род должны знать, семь поколений
Виктория Гмызина:
Хозяин огня благодарит за каждое подношение, по словам лам это можно определить вот по таким будто играющим языкам пламени. Взамен божество огня обещает наделить людей новыми силами и конечно защитить от всего плохого.
Обряд огненная пуджа проводится один раз в году, потому миряне стремятся использовать во благо каждую секунду. Просят помощи не только для себя, но и для своих родных.
Буда Цыденов, настоятель Дуйнхор дугана Улан-Удэнского дацана "Хамбын хүрээ":
Не только здесь присутствующих для них мы читаем, а что бы всем нашим в Бурятии, в России, и чтобы, кто находится на СВО, чтобы для их благополучия всё это мы делаем.
А ещё обряд проводят для успеха в начинании новых дел, браться за которые, по словам буддийских лам, нужно обязательно только с чистыми помыслами.
Виктория Гмызина, Николай Манжуев Вести Бурятия