Летчик-штурмовик Базыр Башлеев, чей дом экспонируется в Этнографическом музее народов Забайкалья, был первым пилотом Бурятии, уже в 30-х годах прошлого столетия он носил голубые петлицы. Вся его жизнь была связана с небом, и именно ему, инструктору, командиру эскадрильи, проведшему в кабине самолета тысячи летных часов, обучая своих учеников секретам высшего пилотажа, и был посвящен первый доклад первой международной конференции "Крылья Победы", которую организовал фонд сохранения культурно-исторического наследия "Мое Отечество" при поддержке Улан-Удэнского авиационного завода.
История авиации Бурятии начинается в 1939 году, когда была сдана в эксплуатацию первая очередь авиационного завода. О становлении засекреченного предприятия под номером 99 на окраине Улан-Удэ участникам конференции рассказал руководивший им много лет Герой Труда России Леонид Белых.
Леонид Белых, заместитель генерального директора АО «Вертолеты России»:
- На этом месте была тайга, ни жилья ничего не было. Мотопил, электропил не было, ничего не было - станки стояли под деревьями стояли, под открытым небом, люди начинали работать, в 1939 году отремонтирован первый самолет и дальше-дальше.
А потом были миги, яки, илы и даже пассажирский ан-24, со временем и вертолеты, но всё начиналось с быстрого и резкого, рожденного войной самолета.
Бальжинима Дамбаев, корреспондент:
- Самолет-легенда ЛА-5. Именно с этого самолета и началось производство истребителей на Улан-Удэнском авиационном заводе. Всего за три года войны завод передал Красной армии 283 машины.
Ну а современная история единственного завода России, который выпускал и самолеты, и вертолеты — это героизм в мирное время - за последние 2 года предприятие освоило выпуск двух совершенно разных моделей винтокрылых машин. Их далеким предшественникам и людям, освоившим крылья и были посвящены материалы конференции, некоторые из них произвели сенсацию - стенограммы и беседы, интервью с летчиками, интересные материалы и факты, сведения, которых не найти ни в официальных сводках, ни в боевых приказах, ни в оперативных донесениях.
Константин Дроздов, научный сотрудник Института российской истории РАН, заведующий научным архивом:
- У нас в архиве имеются документы на героев Советского Союза из Бурятии. И вот, в частности, один из документов, который я буквально недавно нашел, это интервью с Вакариным Изотом Антоновичем, неизвестное интервью, которое записано с ним в 44-м году, а в 45-м, как известно, он умер от тяжелых ранений.
Эржена Тумурова, ответственный исполнитель и организатор конференции, президент Фонда сохранения культурно-исторического наследия "Моё Отечество":
- Совершенно уникальный момент, потому что мы считаем, что это открытие мирового научного мира.
В работе конференции приняли участие известные специалисты в области авиации из разных стран, ученые-историки, всего 48 человек и работы их посвящались главным образом тем, кто только-только "встает на крыло". Именно так зажигаются звезды, так зарождается беззаветная любовь к небу.
Леонид Варнавский, студент Улан-Удэнского авиационного техникума:
- Для нас эта конференция стала удивительным событием, очень хотелось здесь поприсутствовать, и все еще не отпускает трепет.
Арина Окладникова, юнармеец СОШ №35 г. Улан-Удэ:
- Я надеюсь, что в будущем нам пригодятся эти знания и то, что некоторые из нас захотят поступить в авиационный завод.
От республики на фронт ушли 120 тысяч человек, не только пехотинцы, артиллеристы, снайперы и танкисты, но и летчики. Благодаря в том числе воздушным асам Бурятии и самолетам, выпущенных на их Родине - Улан-Удэнском авиационном заводе к середине Великой Отечественной Красная Армия завоевала решающее господство в воздухе, что во многом и предопределило победу в войне.