«Всю зиму было туда-сюда»: Связаны ли реагенты с с ямами на дорогах в Уфе этой весной?

2020-03-13 08:00:47

Водители и пешеходы Уфы каждый год наблюдают, как после зимы вместе со снегом на некоторых дорогах сходит асфальт. Этот процесс ожидаемо вызывает возмущение горожан, но нынешней весной количество жалоб на дыры в асфальте зашкаливает.

В системе «Инцидент» обращения по поводу состояния дорог занимают третье место: за 10 дней поступило 139 сообщений на эту тему. При этом часто звучит мнение, что асфальт разрушился из-за  «Бионорода». Дело в том, что в этом сезоне администрация Уфы впервые стала применять на некоторых дорогах не обычную песко-соляную смесь, а «Бионород» – многокомпонентную смесь, которая фактически топит снег и лёд, позволяя держать дороги чистыми.

Редакция UfaTime.ru решила выяснить, действительно ли новый противогололёдный реагент способен разрушить асфальт и можно ли как-то избежать ежегодного «таяния асфальта» в городе-миллионнике.

«Бионород» производят на Уральском заводе противогололёдных материалов. На сайте УЗПМ сказано, что каждая гранула реагента состоит из внешней оболочки, ингибитора коррозии и ядра. Если опустить технические термины, принцип работы этого реагента можно описать так: он плавит снег, превращает его в воду, а потом не даёт замёрзнуть этой воде, даже если температура опускается до –10-15 градусов.

По словам представителя УЗМП Дениса Климентова, смесь прошла все экспертизы и негативного влияния на асфальт замечено не было. Более того, исследования федеральных центров показали, что при использовании обычной песко-соляной смеси асфальт портится сильнее, чем при использовании «Бионорода».

В Национальной ассоциации зимнего содержания дорог этот факт объясняют естественными физическими процессами. Как говорит руководитель аппарата ассоциации Анна Климентова, никакая противогололёдная смесь сама по себе асфальт не разъедает, покрытие разрушаются не из-за химических процессов, а из-за физических. При переходе через ноль — так эксперты называют температурные качели, когда температура воздуха от минусовой резко переходит к плюсовой и наоборот — снег сначала тает, проникает в поры и микротрещины асфальта, а потом замерзает. В твёрдом агрегатном состоянии вода расширяется и крошит полотно — так и появляются ямы и трещины на дорогах. Чем чаще таких переходов через ноль зимой, тем хуже асфальт весной.

Чтобы как-то сдержать этот процесс, дороги обрабатывают противогололёдными материалами, до прошлого года в Уфе использовали песко-соляную смесь из песка и хлористого натрия. Снег под действием соли плавился и превращался в воду, а песок увеличивал коэффициент сцепления  с покрытием. Однако у этого реагента есть существенный недостаток — пятипроцентный раствор с технической солью замерзает уже при -2 градусах.

В состав «Бионорода» входит сразу несколько видов солей с разными характеристиками, за счёт этого раствор остается в жидком агрегатном состоянии до -15 градусов, следовательно, вода в порах асфальта не замерзает, не расширяется и ничего не рушит. 

«Если вы посыпаете дороги обычной песко-соляной смесью, снег растает и на дороге образуется пятипроцентный соляной раствор, который замёрзнет при -2 градусах — вода всё равно попадёт в поры и расширится, асфальт всё равно начнёт крошиться,  — говорит Климентова. — Если вы применяете «Бионород», его пятипроцентный раствор начнёт замерзать только при -15 градусах, поэтому при -2 — у нас жидко, при 0 — жидко, при +2 — жидко, при -10 — тоже жидко. В прошлом году, когда зима  была снежная со стабильными температурами, переходов через ноль было не так много, они были только осенью и ближе к весне. В этом году всю зиму было туда-сюда, конечно, на дорогах это отразилось, кажется, что они развалились, но без «Бионорода» было бы ещё хуже, за счёт этого реагента переходов через ноль на проезжих частях было в десятки раз меньше, чем могло бы».