«Риски при работе с самозанятыми. Как составить договора»

2022-08-11 14:06:29

Риск работы с самозанятым в том, что он может утратить статус самозанятого (добровольно или нарушив установленные требования).
Один из рисков, которого нужно избежать – это риск переквалификации договора с самозанятым в трудовой договор.
Как сотрудничать с самозанятыми и не нарушать закон?

Рассмотрим основные правила при работе с самозанятыми:
- стороны в договоре должны называться «Исполнитель» или «Подрядчик» и «Заказчик»;
-отсутствие системности. Системный характер договора – это то, что определяет трудовые отношения. Работники систематически каждый день выполняют свою трудовую функцию. По договорам гражданско-правового характера ( далее- ГПХ) обычно привлекают людей для выполнения определенной работы за конкретный промежуток времени.

-конкретный результат в договоре. В договоре не должно быть обобщенных наименований. Должен быть прописан конкретный объем работы. Например, если вы привлекаете самозанятого дизайнера, то в договоре можно указать, что «Исполнитель обязуется разработать фирменный логотип», при разработке должны использоваться цвета золотой, розовый и должен содержать буквы «Р», «А» и т.д.
-самозанятый не должен работать только с одной компанией. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации «Предпринимательская деятельность-это деятельность, направленная на получение прибыли». Крайне редко можно встретить реального предпринимателя, у которого был бы всего один -единственный Заказчик.

-отсутствие постоянного рабочего места на территории вашего офиса, цеха. Странно будет, если самозанятый бухгалтер будет сидеть постоянно в вашем офисе, пользоваться вашей оргтехникой и канцтоварами.
-стоимость работ. Если средняя заработная плата в вашей компании составляет 40-50 тысяч рублей, а самозанятый получает по максимуму 180-200 тыс.руб., то будьте уверены, что для налоговой это будет основанием для контрольных мероприятий.

При составлении договора ГПХ важно учесть такие моменты как:
-не ограничиваться словами «договор», а назвать документ «договор на оказание услуг», «договор выполнения работ подряда»;
-предмет договора. Например, «оказание услуг по ведению бухгалтерского учета» это похоже на трудовую функцию. Правильнее будет, например исполнитель готовит отчеты за конкретный период по заданию заказчика;
-прописать алгоритм заданий, которые ставите подрядчику или исполнителю;
-сроки выплат. Самозанятый выполняет работы и услуги в согласованные периоды. Не ну нужно писать в договорах «до 10 числа каждого месяца» или «дважды в месяц». У самозанятых услуги оплачиваются за выполненные работы, за результат;
-подтверждающие документы. Прописывать в договорах предоставление чека и составление акта выполненных работ (оказанных услуг);
- указывать, что сторона (исполнитель, подрядчик) применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

И в заключение, хотелось бы отметить, при заключении договора с самозанятым необходимо учитывать свои риски применения данного режима налогообложения, а самозанятым оценивать свои риски.
Не рискуйте при работе с самозанятым!


Межрайонная ИФНС России №31 по Республике Башкортостан