С 1 июня 2022 года в Уфе появятся платные парковки

2022-02-11 16:07:05

11 февраля в муниципалитете состоялся брифинг, посвященный теме внедрения единого парковочного пространства в столице Башкортостана. Участие в нем приняли начальник Управления транспорта и связи Администрации Уфы Олег Хмарин, заместитель начальника Главархитектуры города Ольга Сарапулова, председатель Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РБ Рустам Баязитов. 

Первые платные парковки, призванные упорядочить и благоустроить городские территории, должны появиться в столице уже в этом году. На сегодняшний день, по данным ГИБДД, только в одной в Уфе количество зарегистрированных автомобилей составляет более 500 тысяч. То есть, по статистике, машина имеется у каждого второго уфимца. И это не считая незарегистрированных автомобилей, в число которых входят транспортные средства иногородних жителей.

Эксперты считают, что именно введение платных парковок позволит в центре города значительно разгрузить улицы от автомобилей и навести порядок.

В 2020 году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» завершил работы по созданию проекта единого парковочного пространства. Как его планируется реализовать в Уфе?

Разработана концепция и основные принципы создания проекта единого парковочного пространства, определены и обоснованы зоны первого этапа внедрения единого парковочного пространства, а также разработаны проекты организации дорожного движения. В результате определены границы пилотной зоны платного парковочного пространства, ограниченные улицами Аксакова, Революционной, Айской, проспектом Салавата Юлаева и улицей Заки Валиди.

Какие именно улицы вошли в границы пилотной зоны платного парковочного пространства? Сколько машиномест в этом пространстве предусмотрено?

В границы пилотной зоны вошли более 20 улиц, расположенных в историческом центре города, на которых наблюдается наибольшая концентрация припаркованных машин, в том числе под запрещающими знаками. Это улицы Заки Валиди, Пушкина, Свердлова, Октябрьской Революции, Коммунистическая, Чернышевского, Красина, Кирова, Достоевского, Революционная, Новомостовая, Цюрупы, Советская, Ленина, Театральная, Мустая Карима, Карла Маркса, Гоголя, Крупской, Кустарная, Мингажева, Пархоменко, Ветошникова, Айская, Амурская, Крестьянская.

В пилотной зоне планируется создать 3 700 парковочных мест.

В какие сроки службы приступят к обустройству платных парковок?

Стоит задача, чтобы платные парковки появились в Уфе с 1 июня 2022 года. Работы планируется начать в апреле, после проведения закупочных процедур и наступления благоприятных погодных условий, которые позволят начать работы по нанесению дорожной разметки. В настоящее время готовится нормативно-правовая база.

Сколько будет стоить парковка?

После всех подсчетов остановились на сумме 40 рублей в час. Однако, вероятнее всего, эта цифра в процессе будет меняться.  В перспективе планируется ввести динамический тариф, в зависимости от заполняемости платных парковочных мест.

Кто будет за этим следить?

Функции оператора будут возложены на МБУ «По благоустройству и содержанию автопарковочных мест» города Уфы, которое обеспечит техническое оснащение платных парковок, обслуживание оборудования, администрирование, сбор платы, а также эвакуацию и хранение автомобилей, эвакуированных в зоне платной парковки.

Платные парковки уже введены во многих крупных городах России. На их примере мы видим, что есть масса нежелающих платить. Как будет осуществляться деятельность в этом направлении?

Эффективность работы платных парковок будет обеспечена за счет непрерывного курсирования патрульных автомобилей с камерами-парконами, бригад контролеров с планшетами и купольными камерами видеонаблюдения на плоскостных парковках. Планируется организация взаимодействия административных комиссий и органов ГИБДД в автоматическом режиме посредством использования программных комплексов.

Какие результаты можно ждать от реализации городского проекта по организации единого парковочного пространства?

Планы по развитию городских территорий должны реализовываться совместно с жителями. Любые проекты могут вызывать конфликт интересов, как и в случае с платными парковками – есть автомобилисты и есть пешеходы, которые априори уже представляют два разных лагеря. С точки зрения повышения эффективности использования городских территорий, чтобы их было удобно содержать и максимальное количество жителей могли ими комфортно и безопасно пользоваться, без платных парковок нельзя обойтись, без них город не будет современным. Уфа остается одним из немногих городов-миллионников еще не сделавших этот шаг. Этот этап необходимо пройти на благо города и жителей.

Город начнет получать средства от платных парковок и вкладывать их в содержание территорий. В результате сформируются понятные для всего городского сообщества правила пользования общим пространством, улицами всех категорий граждан, в том числе – маломобильных, в число которых входят и люди с ограниченными возможностями здоровья, и мамы с детьми в колясках. Это выстраивание прозрачных конструктивных отношений внутри сообщества.

Не получится ли так, что автомобили переместятся во дворы и на тротуары?

Чтобы парковка не переместилась во дворы, нужна системная работа городских планировщиков. Сейчас зачастую разрабатываются проекты планировки, в которых предусматривается создание многоуровневых паркингов в не совсем удобных местах. Есть и действующие паркинги, в том числе в центре города, загрузка которых не превышает половины мощности. Все потому, что можно бесплатно парковаться на улице. В этом случае нет экономической целесообразности строить платные паркинги и невозможно привлечь инвестора, сколько их не проектируй. Если же появятся платные парковки на улицах, то и все проекты многоуровневых паркингов станут возможными.

Что касается дворов, для жильцов домов парковка останется бесплатной. В целом по дворовым территориям в Уфе, в отличие от ряда других городов, имеется комплексная проблема – в большинстве случаев жильцы многоквартирных домов не несут ответственности за свои дворы, территории не размежеваны и не поставлены на кадастровый учет. Вопрос с введением платных парковок может помочь запустить процесс межевания и постановки на кадастровый учет дворовых территорий многоквартирных домов, что в конечном итоге положительным образом повлияет и на качество их содержания и уборки. Муниципалитет готов всячески содействовать жителям в решении этих вопросов, в том числе если они решат огородить территорию двора и установить шлагбаум на въезде.

Как будет решаться вопрос компенсации выбывших парковочных мест на Советской площади? Будут ли в этом районе строиться анонсированные ранее многоуровневые паркинги?

Варианты есть. Площадки резервируются, скоро будут организованы общественные обсуждения. Поставлен вопрос привлечения инвестора, которому этот проект будет интересен. Возможно, этот будет и муниципалитет, чтобы замкнуть на себе политику организации парковочных пространств.

Какова мировая практика по платным парковкам?

Вопрос платных парковок – социальный, так как затрагивает право человека на его мобильность. В мировой практике существуют разные варианты, среди них платные парковочные места являются одним из самых лояльных инструментов. Есть более острые – вплоть до ограничения уровня автомобилизации на территории, как это было в Сингапуре.

При этом стоит пояснить, что платные парковки не стоит рассматривать как фискальный инструмент, как способ пополнения бюджета. Это, в первую очередь, инструмент регуляторный, который позволит городу регулировать в нужных местах и в нужное время пропускную способность улиц и, конечно же, безопасность движения.

Важное дополнение:

В соответствии с законом об организации дорожного движения Республики Башкортостан парковочным местом можно бесплатно воспользоваться на период, не превышающий 20 минут.

Парковки будут платными в рабочие дни с 7.00 часов до 21.00.

Правом бесплатной парковки будут пользоваться ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды и граждане, перевозящие их, автомобили спецслужб (пожарные, полиция, скорая помощь), многодетные семьи, а также электромобили.

Льготным категориям граждан будет необходимо получить парковочное разрешение и попасть в соответствующий реестр (реестр парковочных разрешений инвалидов, ветеранов ВОВ, многодетных семей).

Основные плюсы введения платных парковок:

- всегда есть свободные места для автомобилей;

- возможности переформатирования улицы в области безопасности, удобства, многофункциональности;

- сокращение пробок;

- пополнение бюджета на развитие общественного транспорта, благоустройство территорий;

- улучшение экологической обстановки.