2020 году вступил в силу ряд изменений в Бюджетный кодекс РФ. Как следствие, изменились федеральное и региональное законодательство. Пристального внимания в этой связи заслуживает, пожалуй, введение так называемых «горизонтальных» межбюджетных трансфертов — субсидий из бюджета одного муниципального образования другому (это новая форма отношений), а также детали соглашений, предусматривающих меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов (в том числе региональные «кредиты» районам). Изменения коснулись также методики исчисления межбюджетных отношений, в результате которых муниципалитеты получат более 1 млрд рублей дополнительно.
Перемены нельзя назвать революционными. Скорее они технические. Общий размер предполагаемой финансовой помощи муниципальным образованиям региона составляет 20 млрд 252 млн рублей. Это 28% от расходной части казны региона. «Довольно серьезная цифра», — отмечает председатель бюджетного комитета Законодательного Собрания Тверской области Константин Буевич.
![](https://285800.selcdn.ru/upload-media/site-images/2020/January/21/21012020_04.jpg)
Каковы принципы распределение средств между районами? Могут ли муниципалитеты рассчитывать на увеличение собственных доходов за счет изменения норматива отчисления от налогов? Как один район может оказать финансовую помощь другому? Эти и другие вопросы обсуждали финансисты, аудиторы КСП, депутаты и налоговики с властями муниципальных образований на совещании в Законодательном Собрании Тверской области. Комитет по бюджету и налогам регионального парламента организует подобные встречи ежегодно, прежде всего, для того, чтобы дать разъяснения по новшествам в бюджетном законодательстве. Делается это обычно в период формирования и утверждения городских и районных бюджетов.
Задача муниципалитетов — получить выделенные средства и израсходовать их в течение предстоящих 12 месяцев. Но справляются с ней все по-разному и не всегда успешно. Поэтому вопросов и к заместителю министра финансов Тверской области Светлане Дмитриевой, и к руководителю регионального УФНС Татьяне Стрельцовой, и к председателю областной КСП Татьяне Ипатовой у муниципалов немало.
![](https://285800.selcdn.ru/upload-media/site-images/2020/January/21/21012020_03.jpg)
Пожалуй, самой горячо обсуждаемой среди всех остается тема развития налогового потенциала муниципальных образований, а предложением №1 можно считать изменение норматива отчисления в бюджет муниципалитета от НДФЛ или передачу одного из доходных источников по налогам в местный бюджет. Более всего интересны данные вопросы Твери и Калининскому району, а также Конаковскому району и Удомельскому городскому округу.
«При формировании городского бюджета, который всегда вызывает очень большие споры и обсуждение которого идет очень напряженно, постоянно возникают вопросы о межбюджетных отношениях, их справедливости, — отметил депутат Тверской городской Думы Артур Сычев. — Поэтому, важно видеть и знать подходы и методы межбюджетных отношений, как можно конструктивно повлиять на процесс, чтобы ситуация складывалось в пользу конкретного муниципалитета — в данном случае, меня интересует город Тверь. Дискуссия дала серьезную почву для размышлений и для дальнейшего обсуждения, а также для новых идей, которые мы будем реализовывать для развития города».
![](https://285800.selcdn.ru/upload-media/site-images/2020/January/21/21012020_05.jpg)
Напомним, Тверь в течение 2019 года не раз выступала с инициативой о перезагрузке существующей финансовой системы. В минувшем декабре на пресс-конференции, посвященной итогам года, губернатор Тверской области Игорь Руденя прокомментировал эти предложения, отметив, что «действующая система межбюджетных трансфертов сбалансирована». «Вопрос порулить финансами очень привлекательный. Понятно, что статус столицы обязывает ко многому — быть примером для остальных. И мы готовы выделять средства, только обоснуйте, покажите расчет. Деньги должны быть целевыми — так их легче контролировать», — обозначил глава региона.
Отмечают важность консультационной работы и представители других муниципалитетов. Заместитель председателя собрания депутатов Кесовогоского района Александр Пелёвин пояснил, что «подобные семинары важны в плане получения новой информации. Тем более, что у нас в районном собрании депутаты работают не на постоянной основе, поэтому любые знания — только в плюс. Законы области, бюджетная политика, различные новации — все это можно не только услышать от руководителей профильных министерств и учреждений, но и задать им любые вопросы, получить подробные ответы. Ну а самое главное — эти знания обязательно найдут практическое применение».
![](https://285800.selcdn.ru/upload-media/site-images/2020/January/21/21012020_02.jpg)
Депутат Думы Вышневолоцкого городского округа Вячеслав Смирнов, где впервые был подготовлен единый бюджет, также отметил, что «любая информация только в помощь»: «У нас все по-новому: новые коэффициенты, новые отчисления. Узнать последние веяния формирования областного бюджета, взаимоотношений между областным бюджетом и муниципальными бюджетами — это очень важно и полезно».