Фото: Константин Бабкин
Тюменские фермеры и агропредприятия стали чаще приобретать тракторы, комбайны и другую сельхозтехнику отечественного производства. Обрести популярность продукции российских заводов позволило изменение продуктовых портфелей предприятий и появление эффективных мер господдержки. Эксперты в то же время говорят о рисках, с которыми рынок может столкнуться уже в ближайшее время.
Как отметил в беседе в корреспондентами РБК президент торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, доля спроса на продукцию отечественного машиностроения для нужд агросектора увеличилась за минувшие пять лет в два раза. «В этом году мы должны достичь 66%, а в 2021 году — 80%», — приводит слова руководителя программа «Бизнес-вектор».
Такая тенденция наблюдается и в Тюменской области. Как отметил исполнительный директор ООО «Агро-инвест» Сергей Ольхович, аграрии начали отказываться от работы с импортными производителями при обновлении материальной базы. «Это в первую очередь связано с субсидированием. Покупая российские трактора и комбайны, предприятие получает льготы и преференции. Кроме того, сервисные процедуры отечественной техники занимают меньше времени — запасные части и расходные материалы либо находятся в наличии на складах, либо оперативно доставляются при первой необходимости. Доставка деталей на иностранные машины может занять от месяца до полугода», — пояснил он.
Сергей Ольхович также подчеркнул, что ключевым производителем механизации в России в настоящее время выступает ГК «Ростсельмаш». По данным РБК, в середине 90-х это предприятие оказалось на грани банкротства, однако руководству удалось реанимировать завод. Это потребовало вложения 50 миллионов долларов и реализации антикризисного плана, предусматривавшего погашение долгов и оптимизацию расходов.
По оценкам экспертов, доля «Ростсельмаша» на рынке комбайнов достигает 70%. В случае с тракторами этот показатель несколько ниже, однако с заключением в 2007 году сделки о покупке завода Buhler Industries в канадском Виннипеге ситуация начала меняться в лучшую сторону. «Сейчас технологические различия между российской и импортной продукцией минимальны. Машины, выпускаемые отечественными производителями, комплектуются дизельными двигателями ведущих фирм мира, трансмиссионные агрегаты также производятся за рубежом. Фраза "сделано в России" — это уже не синоним постоянной потребности в ремонте», — считает Сергей Ольхович.
При этом тюменские дилеры сельскохозяйственных машин констатируют снижение объема спроса, произошедшее после 2014 года. Как рассказал исполнительный директор компании «Агро-инвест», несмотря на положительные индексы роста промпроизводства в регионе, рынок до сих пор не вышел на докризисный уровень. В отрасли по всей России отмечается выраженная нехватка техники, что приводит к недополучению прибыли во время уборочных кампаний. По оценкам РБК, за четверть века самоходный парк аграриев поредел в шесть раз, прицепной — еще значительнее. «В Германии на 1000 гектаров пашни приходится 64 трактора, в США — 25, в Канаде — 16. У наших соседей белорусов — девять. В России — всего три», — приводит телеканал данные Росстата. «Эксперты посчитали, что только на зерноуборочные комбайны и трактора нужно около 1,5 триллиона рублей, чтобы достаточно обновить парки. И я говорю только о двух направлениях», — подчеркивает глава ТПП Сергей Катырин.
По оценкам инсайдеров, мощным фактором, поддерживающим спрос на сельхозтехнику, сегодня служит господдержка. По данным Минпромторга, при покупке российского трактора фермер может рассчитывать на скидку в 15% от цены. Разницу производителю возместит государство. Вместе с тем, к 2021 году власти планируют сократить размер скидки до 5%. Представители ТПП и ключевые игроки рынка считают отказ от субсидий преждевременным и чреватым негативными последствиями.
Инфографика: РБК
«Поддерживать (рынок сельхозтехники. — Прим. ред.) надо, пока возможность есть и пока мы не наберем полную уверенность, что заменили убывающую устаревшую технику и обеспечены на 80% своей техникой. То есть мы в этом плане импортонезависимы. Я бы посмотрел, как будет складываться ситуация по 21 году, а потом бы говорил про сокращение», — отмечает Сергей Катырин.
Дилеры поясняют, что меры господдержки регулируются стратегией развития сельхозмашиностроения, принятой Минпромторгом в 2017 году. Конечная цель — выпускать в стране продукции почти на 300 миллиардов рублей, треть из этого экспортировать, однако эксперты сходятся во мнении, что выход на целевые показатели будет возможен лишь в случае оперативной реакции госрегуляторов на рыночную обстановку. В связи с этим и машиностроители, и аграрии надеются на сохранение уровня субсидирования и после 2021 года.