Коллекцию сибирских ковров собрала создательница и хозяйка "Ретродома Зулейхи" Зулейха Алишева. У нее 56 изделий, где на черном фоне в обрамлении изумрудной зелени красуются красные розы.
Идея собрать коллекцию ковров возникла у тюменки давно, когда она только решила строить дом. К тому моменту она уже была знакома с ковровым промыслом региона. Ковры хорошо подчеркивают характер дома Зулейхи, который известен как сибирский с татарским акцентом.
"Этот дом должен был быть обустроен так, чтобы в каждой комнате располагался тюменский ковер. Их я искала и покупала целенаправленно. Все началось с одного ковра, который я купила при помощи нашего известного человека, искусствоведа, писателя Натальи Сизевой. Потом мне подарили ковер подруги. Дальше все пошло по принципу: аппетит приходит во время еды. Если я встречала ковер, который краше, чем те, что у меня есть, я его приобретала. В итоге мы дошли до коллекции", — поделилась с корреспондентом информационного агентства "Тюменская линия" хозяйка музейного дома.
В коллекции — сибирские ковры. По словам Зулейхи Алишевой, они все похожи на тот ковер, который сейчас знают как тюменский. Она заверила, что все ковры, несмотря на то, что некоторые, например, привезли из Омска, Кургана и Курганской области, являются сибирскими. Полотна она приобретала у наследников ткачих. Первый ковер Зулейха купила за 28 тысяч рублей у внучки одной мастерицы из Викуловского района. В Кулиге ей удалось купить два полотна 60-х годов по пять тысяч рублей. Бывают, что эти предметы ей приносят в дар. Как говорит создательница ретродома, люди благодарны ей за то, что она сохраняет историю коврового промысла.
"Искусствоведы давно сформулировали, что на чёрном поле земли в обрамлении изумрудной зелени изображены красные розы. Все ковры соответствуют этому описанию. Все они созданы по единой технологии. А вы помните, что тюменский ковер — это бухарская технология, привнесенная сюда еще в XVII веке. Наш ковровый промысел существует уже более 300 лет", — добавила хозяйка "Ретродома Зулейхи".
Отметим, периодически Зулейха знакомит со своей коллекцией гостей. Горожане и гости города узнавали о ее доме и интересовались, как можно посетить его. Ретродом для посетителей Зулейха Алишева открыла три года назад. Только за два последних месяца количество гостей превысило 300. Сюда едут со всей России, с Севера, из Кургана, Свердловской области, Перми, Челябинска. Были гости и из Китая, Англии, Казахстана, Турции.
Ковры ассоциируются с теплом, красотой и уютом, убеждена создательница "Ретродома Зулейхи". И уход за изделием не составит труда.
"Чистить их сейчас легко. Не надо выходить во двор и выбивать ковры на перекладинах. Все ковры, которые попадают в наш дом, сдаем в химчистку. Ни один из них не пострадал. Это не так дорого, как может казаться. Например, стоимость чистки ковра размерами два на три метра составит тысячу рублей. В условиях наших нашей зимы ковры всегда можно освежать на белом снегу. Выносишь его во двор, ходишь по нему, потом стряхиваешь снег, и ковер свежий, похорошевший, чистый, красивый. Никаких проблем, на мой взгляд, не существует. Наоборот ковры облегчают уборку, потому что зону, где он лежит, не надо мыть — достаточно просто пройтись пылесосом и все. Между Тюменью и коврами можно поставить знак равенства. Заходя в наш дом и изучая жизнь местного населения, люди должны понимать, что ковер — часть каждого дома", — отметила Зулейха Алишева.
Кроме того, ковры все еще актуальны, они в моде. В этом собирательница убедилась, когда изучила информацию в интернете, тренды, связанные с коврами на стенах. По словам Зулейхи, дизайнеры ловко используют эти сотканные из шерсти картины. Она видела фотографии интерьеров, где изделия размещали даже на потолке.
У каждого ковра должно быть свое место, убеждена хозяйка ретродома. Она подбирает полотнам "соседей", комнаты, потому что необходимо, чтобы они вписывались наилучшим образом.
Отметим, технологию ковроткачества в конце XVI века принесли бухарцы. Затем она приросла славянским рисунком, связанным с воспоминаниями об Эдемском саде. Изображение совершенно отличается от того, что ткали бухарцы.
Инна Пахомова, Александр Лабыкин
Комментарии