В декабре Тюменский госуниверситет завершает работы по международному проекту "Методологическое сопровождение введения русского языка в программу обучения в качестве иностранного языка" в рамках трехстороннего соглашения с университетом Южной Африки (UNISA) и Российским университетом дружбы народов им. П. Лумумбы. Весь ноябрь тюменские преподаватели и РУДН находились в Претории и на ежедневной основе обучали базовым навыкам коммуникации на русском языке студентов самого крупного вуза в ЮАР.
Об этом уникальном педагогическом опыте, а также о специфике знакомства студентов UNISA с русской культурой на занятиях по языку шла речь на стратегической сессии в ТюмГУ "Реализация гибридных форматов в обучении русскому языку и этноориентированному преподаванию русской фонетики, лексики и грамматики для студентов образовательных организаций Южно-Африканской Республики". Целью мероприятия был обмен опытом в области реализации гибридных форматов и этноориентированного обучения русскому языку, а также обсуждение дорожной карты развития сотрудничества в рамках Меморандума о взаимопонимании между тремя университетами.
В ходе работы первого круглого стола пленарные доклады сделали Екатерина Сеченова, проректор по международным связям ТюмГУ, и профессор Нкоси Зериш Зету, исполнительный декан Института гуманитарных наук UNISA. Обучающиеся ТюмГУ из стран Африки, Моссо Жан-Ноэль и Гбетоо Ромен, рассказали о возможностях адаптации иностранных обучающихся и деятельности Африканского союза Тюменской области. Фури Тайло и Пинаар Стефан Миттон, студенты ТюмГУ из Южно-Африканской Республики, поделились своим опытом обучения на подготовительном отделении для иностранных граждан и на программе бакалавриата.
На втором круглом столе преподаватели подготовительного отделения Анна Долингер и Полина Головастая сделали аналитический доклад о курсе русского языка, реализованного силами ТюмГУ и РУДН на базе UNISA в ноябре 2025 года, а также презентацию учебно-методического комплекса, специально разработанного сотрудниками подготовительного отделения для южноафриканских студентов. По словам Натальи Дзиды, заведующей Подготовительным отделением для иностранных граждан, положительные итоги реализации интенсивного курса объясняются в том числе учётом этнокультурной специфики в современной парадигме обучения РКИ в странах Африки. Завершил работу круглого стола доклад д-ра Летсоало Напьяди, заведующего кафедрой лингвистики и современных языков UNISA, на тему "Этноориентированное обучение и лучшие гибридные практики в UNISA".
Знакомство зарубежных гостей с ТюмГУ продолжилось в лабораториях X-BIO, где были продемонстрированы актуальные научные исследования, первоклассное оборудование и озвучены темы, представляющие взаимный научный интерес для ученых ТюмГУ и UNISA.
Результатом работы стали договоренности о дальнейшем сотрудничестве не только в области лингвистики, но и в политике использования и экспертизе ИИ, цифровизации обучения, медиакоммуникации, современном сельском хозяйство, биобезопасности и пр. Большой интерес со стороны зарубежных партнеров вызвали и такие базовые отрасли науки, как психология, журналистика, международные отношения, а также художественное образование, пишет управление стратегических коммуникаций ТюмГУ.
По данным Министерства науки и высшего образования проект получил поддержку и будет продолжен в 2026 году.
Комментарии