В нуротановском Праймеризе после рейтингового голосования, итоги которого были подведены на прошлой неделе, наступила формальная «техническая пауза», во время которой ведется подготовка к региональным партийным конференциям. На самом деле для участников выборной гонки это тоже очень важный подготовительный период, но об его значимости скажем чуть позже. Сейчас, пользуясь временной передышкой, хотел бы обратить внимание на кое-какие важные детали первого этапа внутрипартийного отбора…

Это сейчас нам кажется, что он был быстротечным, «как выстрел»! С середины и почти до конца августа было выдвижение и регистрация кандидатов, с 31 августа по 3 октября подготовка и сама агитация среди однопартийцев; 1-4 октября – голосование.

Предварительную подготовку к Праймериз, и даже первые заявления руководства партии о большом числе желающих поучаствовать в конкурсе я воспринял с определенным скепсисом, памятуя огромный административный опыт партии-гегемона.

Даже когда выяснилось, что в кандидаты записалось почти 11 тысяч человек – то есть в среднем около 4 человек на одно депутатское место в маслихатах и Мажилисе, причем более 7 тысяч были самовыдвиженцами – я в основном удивлялся, но и только. Согласитесь, здесь нужно было приложить просто гигантский объем административных усилий, что слишком трудозатратно для простого «заорганизованного» процесса?!

Суть Праймериза довольно проста: получить больше голосов конкретной целевой аудитории – в данном случае членов партии «Нур Отан» – в строго конкретном регионе. При этом все внутренние процессы довольно прозрачны, а система голосования построена и вовсе в основном в онлайн-режиме, практически анонимно.

Отсюда и отмечается здесь эффект «социального лифта», когда практически любой участник при наборе достаточного объема голосов, может претендовать на попадание в депутатское кресло.

Конечно, даже при этом у всех кандидатов поначалу были различные «стартовые условия»: кто-то полжизни мелькал на страницах газет и телеэкранах, а кто-то самую большую аудиторию в своей жизни получал во время тоста на казахском тое. Однако известность в своем регионе – не всегда и далеко не самый решающий аргумент, который легко конвертировать в голоса поддержки избирателей!

Во всяком случае, современному пиару (PR – public relations) прекрасно известны куча легальных методов как грамотно бороться с таким публичным соперником!

А основными принципами Праймериза, как известно, были заявлены именно состязательность, законность, прозрачность и тайна выбора…

И вот когда по открытым и личным каналам мне пришла достоверная информация о высоком спросе со стороны кандидатов-участников на услуги пиарщиков, смм-щиков и даже просто журналистов – вот тогда я поверил, что Праймериз действительно стал общественным процессом.

Также как всякая наука проверяется математикой – всякий общественный процесс, на мой взгляд, проверяется ростом каких-то устремлений, спроса на определенные услуги и работы, движением денег, в конце концов!

Критики, наверное, тут могут начать плакаться и кивать на состояние отечественного информационного поля, его различные «ухабы и буераки», но пиар на то и пиар, что он должен делаться исходя из самых реальных условий, чтобы принести какую-то пользу. Как говорится, «Ұзынсыз қысқа болмас, үлгісіз ұста болмас» – современная индустрия пиара и сама может шлифоваться и оттачиваться только в условиях, приближенных к «боевым».

Праймериз по своей сути является конкурсом, а у всякого конкурса обязательно есть лидеры-победители. «Нур Отану» из 10 тысяч претендентов нужно было отобрать 4-5 тысяч лучших, а потому среди отсеявшихся наверняка будут и такие, кто воспользовался услугами журналистов-пиарщиков, причем за собственные средства, но, увы…

Надеюсь, что даже проигравшие кандидаты сейчас осознали важность и необходимость своевременного использования пиар! Обогащенный личный опыт и амбиции наверняка помогут им в дальнейшей общественно-политической работе и в попадании в кадровый резерв партии.

А «везунчикам», которые прошли во второй этап и готовятся к региональным конференциям, нужно помнить, что расслабляться рано. Впрочем, если они уже пользуются услугами пиар-консультантов – то им это уже, скорее всего, прекрасно объяснили.
В общем, даешь нашей PR-журналистской братии побольше праймеризов, прозрачных и честных!

Нурлан Махмудов, журналист