Хочется этого кому-то или нет, но осень 2020 года набирает особую историческую значимость в политической биографии суверенного Казахстана. Даже независимо от того, какими окажутся реальные итоги Праймериз «Нур Отана» после 3 октября – решающего дня внутрипартийных выборов – уже сейчас можно констатировать, что задумка удалась.
Факторы, которые позволяют мне делать столь решительное утверждение.
Во-первых, огромное число участников-кандидатов – почти 11 тысяч человек. В разбивке по регионам и избирательным округам в среднем на одно место приходится 4 претендента. Это был бы солидный показатель даже в масштабах выборов всей страны, а не только одной партии, пусть и гегемона на политическом поле.
Во-вторых, почти три четверти – 70% из этих 11 тысяч участников «выборного забега» – самовыдвиженцы. То есть здесь сложно заподозрить, что «Нур Отан» забюрократизировал процесс и устроил формальную конкуренцию. Если к тому же учесть, что около тысячи кандидатов для участия в Праймериз специально вступили в партию – можно смело предполагать, что среди 11 тысяч много тех, кто поверил в возможность предложенного «социального лифта».
Но, пожалуй, самым главным фактором того, что праймериз стал невыдуманным, реальным процессом для меня лично было то, как резко вырос спрос на услуги профессиональных консультантов и помощников по части PR и публичных выступлений. Признаюсь, даже после предварительных подсчетов числа участников праймериз у меня еще сохранялся определенный скепсис.
Но когда кандидаты из самых разных регионов по-взрослому озаботились своей предвыборной подготовкой – читай, реально поверили в свои возможности стать депутатами маслихатов и мажилиса от ведущей политической партии – этот скепсис растворился сам собой.
Как во всякой настоящей электоральной кампании, здесь должна была произойти смычка двух интересов: индивида – достигнуть большей политической значимости/положения, и партии – определить наиболее авторитетных, привлекательных для народных масс лидеров.
С этой точки зрения даже любопытно, что «импортным» праймеризом первым увлекся «Нур Отан», который многие годы спокойно «почивал на лаврах», обеспеченных Первым Президентом. Впрочем, если сейчас данный опыт попробуют перенять прочие наши партии (официальные/неофициальные) кумулятивный общественный резонанс был бы, наверное, гораздо более скромным…
Казахи всегда говорили: «Тойдың болғанынан боларысы қызық».
Кто-то за счет сугубо природного обаяния, кто-то с верой во всесокрушающую мощь «административного рычага», а кто-то при поддержке PR-профессионалов – участники праймериза вступили в гонку. За последние две недели с начала агитационного этапа участники внутрипартийных выборов провели более 32 тысяч агитмероприятий. В том числе в последнюю неделю в онлайн-формате стартовали публичные дебаты.
Кстати, на этот момент нужно обратить, по-моему, особое внимание. Дебаты, понятное дело, всегда были прекрасной школой публичной политики, которые четко показывали харизму, уровень знаний и кругозор спорящих. Но теперь их трансляция в социальных сетях говорит не только о расширении потенциальной аудитории, но и о том, что соперники получают на руки «железное свидетельство»: счастливчик, который позже попадет в официальный список «Нур Отана» на предстоящие выборы в Мажилис и маслихаты всех уровней, должен помнить, что его обещания «записаны». И это будут не устные летописи, записанные со слов очевидцев-современников…
Через десять дней праймериз подойдет к своей финишной черте. Но, уверен, к следующей электоральной кампании (которая теперь будет в масштабах всего государства) уже будет значительно больше политически амбициозных людей, которые посчитают себя достойными решать проблемы страны. И многие из них учтут опыт и уроки реальной конкуренции, важность своевременной и всесторонней подготовки к политическим выборам.
Нурлан Махмудов, журналист
Для комментирования нужна авторизация — это быстро и просто:
введите почту, получите PIN-код на email и готово!
{{ authError }}
Комментарии