В конце прошлого года Ассоциация “Лига Потребителей Казахстана" запустила горячую линию по рассмотрению обращений потребителей табачных изделий и никотиносодержащей продукции (Далее - НСП). В период апрель-июнь текущего года в Лигу обратилось около 700 потребителей со следующими вопросами и проблемами:
- безопасность НСП (61% обращений);
- принятие новых норм касательно НСП в Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» (28% обращений);
- рост цен на табачную продукцию (11% обращений);
61% потребителей, обращавшихся по поводу безопасности НСП, интересовал вопрос, насколько НСП безопаснее обычных сигарет. Рассматривая обращения граждан, Лига выяснила, что Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарств США (FDA) разрешило продажу электронных систем нагревания табака в статусе табачной продукции с пониженным риском. В американских исследованиях поясняется, что при использовании системы нагревания табака IQOS табак нагревается, а не горит, в результате чего образование вредных и потенциально вредных веществ снижено. На основании чего был сделан вывод, что полный переход от курения сигарет к использованию системы нагревания табака типа IQOS снижает воздействие вредных и потенциально вредных веществ на организм человека. В Казахстане исследования НСП не проводились, поэтому при консультации потребитель приходится опираться на зарубежные данные.
Согласно новому Кодексу о здоровье, который вступил в силу 7 июля 2020 года, системы нагревания табака, электронные сигареты и вейпы в Казахстане приравнены к обычным сигаретам. Это значит, что на них так же будут распространяться все правила, предписанные для сигарет. Основным изменением в действующем законодательстве, вызвавшем наибольшее количество жалоб со стороны потребителей является, предусмотренная п.4 ст. 110 обязанность лица, осуществляющие продажу табачных изделий, в том числе НСП отказать в продаже, если не был предъявлен документ, удостоверяющий личность, а также повышение порогового возраста с которого разрешено употребление табачных изделий с 18 до 21 года.. Так многие потребители внешность которых не вызывает сомнения в их возрасте (старше 21 года), не понимают для чего им необходимо подтверждать при каждой покупке табачных изделий свой возраст, если у продавца отсутствуют сомнения в достижении потребителем 21 года. Многие потребители приобретают табачные изделии каждый день в одном и том же месте, где продавцы зачастую уже его помнят, и данная обязанность кажется бессмысленной обеим сторонам. Так же часть обратившихся потребителей не согласны с приравнивания систем нагревания табака к обычным сигаретам и высказывают опасения, о том, что это приведет к повышению стоимости данной продукции и как следствие снижение их доступности. Некоторые потребители считают, что как результат будет производится сбыт нелицензионной и контрафактной продукции.
с 1 июля 2020 года 11% обращений потребителей были связаны с увеличением стоимости сигарет в Казахстане. Лига считает, что рост цен на сигареты и табачные продукты на 12,8% обусловлены сильным сокращением экономической активности в стране, снижением курса тенге и ростом цен на товары.
Лига Потребителей планирует и дальше мониторить и публиковать результаты обращений потребителей, связанных с табачной продукцией и НСП. Лига призывает всех потребителей обращаться со своими жалобами и вопросами на горячую линию (2518- Beeline и 2040- Activ).
Источник: Лига Потребителей Казахстана
Лига Потребителей Казахстана: Итоги работы горячей линии за второй квартал 2020 года
2020-08-03 09:00:45