Надо судить Сагадиева, а не Аймагамбетова

2020-08-02 07:00:40
За три года многочисленных «реформ» министра Ерлана Сагадиева уровень образования заметно упал, что отметили даже международные образовательные исследования PISA. Ряд реформ бывшего министра образования и науки несли даже авантюрный характер, например внедрение повсеместного трехъязычия в школьное образование при отсутствии подготовленных учителей, внедрение опыта НИШ в обычные школы или замена «Әліппе» и «Букваря» на «Сауат ашу» и «Уроки просвещения» для первоклассников.



От каких «реформ» Сагадиева нужно избавляться

Одна из самых проблемных сфер – система образования – при Ерлане Сагадиеве обросла новыми системными ошибками и проблемами, они лихорадили среднюю и высшую школу, не обошли они и науку.

Именно с приходом Сагадиева было решено, что преподавательский состав школ должен был в течение 3-4 месяцев заговорить на английском! Позже Ерлан Сагадиев заявил, что в 2019 году 13,5 тысячи школьных преподавателей начнут обучать четырем предметам на английском языке! В итоге в 2019 году Сагадиев сам ушел в отставку, оставив в наследство разрушенную систему образования.

При нем произошла поспешная и неоправданная коммерциализация высшего образования, что вызвало заметное снижение его уровня, – лоббирование платных отделений вузов было видно невооруженным глазом.

Вся система высшего образования РК была заточена на финансах, с тем, чтобы было больше студентов на платной основе. Абитуриентам, провалившим Единое национальное тестирование (ЕНТ) для поступления в вузы в июне, при Сагадиеве дали второй шанс – они могли повторно пройти тесты, заплатив 2242 тенге, и поступить на платное отделение.

Сделали лазейку для поступления в вуз и для двоечников. Абитуриенты, которые не прошли повторное тестирование, были условно зачислены на платной основе, а вуз им дал дополнительно четыре предмета для подготовки к их дополнительному тестированию. В январе эта категория условно зачисленных студентов сдавала комплексное тестирование и зачислялась на первый курс уже со второго семестра. А КТ сдавать легче, чем ЕНТ.

Но и это не предел для очень слабых троечников. По новым правилам, озвученным представителями МОН осенью 2018 года, выпускники казахстанских школ, желающие поступить в вуз на платной основе, с 2019 года сдавали ЕНТ в январе, марте, июне и августе!

Т.е. троечникам давалась возможность сдавать ЕНТ уже четыре раза! Вступительные экзамены в вуз и в советское время, и в годы независимости сдавали только один раз, но с приходом Сагадиева дали возможность четырежды поступать в вуз! К тому же тестовые задания были изменены в сторону их облегчения, и в процентном отношении минимальное количество баллов для поступления уменьшилось.

Конечно, при таком подходе никак не учитывались потребности экономики. Например, давно всем известна нехватка специалистов и рабочих для сельского хозяйства, специалистов рабочих профессий, технического профиля, строителей и т.д. Но ведь такие учебные заведения не смогут быть платными и приносить деньги?

Именно желание извлекать коммерческую прибыль расплодила в Казахстане всевозможные сомнительные университеты и институты, в итоге экономика не развивалась и несла большие убытки из-за дефицита нужных стране специалистов, а на работу приходили специалисты с сомнительными дипломами. Неудивительно, что наша страна по количеству вузов перегнала развитые страны – штамповала ненужных и слабых специалистов, которые устраивались на работу не по специальности или по «блату».

Из года в год повторялась и основная проблема ЕНТ – вместо самостоятельных ответов по тестированию большинство выпускников списывали. Получение знаний, их оценивание и вступительные экзамены в вузы (ЕНТ) были доведены до гротескной и абсурдной ситуации.

В итоге у многих наших выпускников – фиктивное, поддельное знание, потому что массовое списывание на ЕНТ не наказывалось МОН, а большинством школьников и их родителями списывание поддерживалось. Когда ловили школьников во время списывания с телефона или со шпаргалки, ответы не аннулировались. К тому же за списывание государство еще выделяло образовательные гранты.

Будет огромная польза для образования, если хотя бы искоренить возможность списывания ответов при сдаче ЕНТ – меньше будет студентов с фиктивными знаниями и будущих фиктивных специалистов. Ведь практика списывания распространена и в вузах при сдаче тестов, курсовых, дипломных работ.

Система издания школьных учебников в РК благодаря «реформам» и коррупции разрушена, потеряла свою основу, и ныне она представляет собой нечто аморфное, несистемное, коррумпированное. И эта аморфность порождает всеобщую безответственность – никто не несет ответственности: ни Министерство образования и науки, ни авторы, ни издательства! За ошибки в учебниках никто не отвечает – книги просто бесконечно переиздаются за большие деньги.

А скандалы с Национальными научными советами (ННС) дошли до руководства страны – Письмо ученых к президенту открыло незавидное состояние в сфере науки.

Здесь мы перечислили лишь маленькую часть проблем времен Сагадиева, но даже эта часть представляет собой как непреодолимый барьер для развития образования, который в срочном порядке необходимо демонтировать.

И вот новый министр Асхат Аймагамбетов эти авгиевы конюшни предыдущего министра чистит, притом удачно – без шума и пиара, системно и профессионально. Немаловажно, что Аймагамбетов – бывший педагог. Сагадиев (экономист) – не педагог, не работал ни в школе, ни в вузе, не знает систему образовании изнутри, не имеет цельного представления об учебном процессе в школах, колледжах и вузах.

Что Аймагамбетов успел сделать за год?

Недавно стало известно, что МОН возвращает «Әліппе» («Букварь») и «Ана тілі» («Родной язык») вместо неграмотного сагадиевского «Сауат ашу» («Уроки просвещения») для первоклассников.

Согласно новым правилам ЕНТ, попытка проноса запрещенного предмета уже считается нарушением и ведет к не допуску на экзамен. В этом году реально начали борьбу со списыванием на ЕНТ: в первый день 164 человека лишились возможности сдать тестирование за попытку пронести запрещенные предметы и за нарушения правил, во второй день к экзамену не допустили 261 участника и т.д.

По некоторым данным, таких «Алдар Косе» – более двух тысячи. Комиссия будет просматривать записи с видеокамер из аудиторий, где проходило тестирование, до 25 августа, и результаты тех, кто списывал, аннулируют и лишат их гранта. Такого решения раньше никогда не было.

Ужесточение контроля тестирования началось в январе 2020 года, когда сдавали ЕНТ (на платное отделение в вуз), тогда аннулировали результаты 1500 человек, для сравнения: в прошлом году – 200.

Есть надежда, что теперь будет покончено с позорным списыванием на ЕНТ, которое существенно влияло на уровень средней и высшей школы – нередко слабые абитуриенты таким образом забирали гранты у сильных. Нынешние выпускники уже поняли, что списывать опасно, и количество любителей испытывать удачу и пронести смартфон на ЕНТ существенно сократится.

Большое количество вузов при нынешнем уровне коррупции штамповало большое количество поддельных специалистов. Оказалось, в наших вузах можно учиться и без сертификатов ЕНТ.

Вот оценка министра Асхата Аймагамбетова: «Есть такие факты, когда в вуз поступает 100 человек, а выпускается 800 за счет того, что учебное заведение собирает всех отчисленных за неуспеваемость студентов из других вузов, зачисляет и выдает им дипломы. Еще один факт: в 2019 году 37 тысяч студентов «перевелись» через семестр или год обучения из вузов ближнего зарубежья в несколько, в основном небольших, казахстанских вузов. По нашей информации, определенное количество студентов фактически сдает документы в казахстанский вуз, а для обхода требования о наличии сертификатов ЕНТ те, в свою очередь, отправляют документы в зарубежный вуз и через семестр или год также виртуально переводят обратно».

Оказалось, что можно получить дипломы, не посещая занятия. По словам Аймагамбетова, есть также региональные частные вузы, где обучается по 20-23 тысячи студентов, большинство из которых на занятия, как правило, не ходят.

Неудивительно, что МОН приостановило лицензию некоторых казахстанских вузов, пока это временная мера, потому что лишение лицензии – это очень болезненная и длительная процедура, не говоря о судьбе большого числа студентов. Чтобы полностью лишить лицензии вузов, необходимо решение суда, как было по отношению к Региональному социально-инновационному университету в Шымкенте.

По решению МОН, программы университетов и колледжей должны соответствовать ожиданиям работодателей. По словам министра, сейчас работодатели формируют те компетенции, которые хотят видеть в выпускниках. Так уже подготовлено 100 новых профстандартов. Эту цифру планируют довести до 400. Кроме этого, по программе «Жас маман» будет обновлена материально-техническая база 180 колледжей по стране, для этого предусмотрено 58 млрд тенге.

Очень сильный удар нанес министр по ННС. Одним из ключевых изменений в Положении является процедура принятия решения членами ННС. Если раньше ННС принимали решения о финансировании тайным голосованием, то теперь введено открытое голосование с четкими критериями и выставлением баллов. Более того, будет обеспечена трансляция заседаний.

Сейчас составы ННС обновлены, переработан процесс формирования составов ННС, повышены требования к членам ННС и полностью будут пересмотрены составы ННС в соответствии с новыми требованиями. Для этого возьмут ранжированный список ученых из международных баз данных и включат самых сильных ученых, находящихся в верхней строчке, в составы ННС (если нет самоотвода, если они не являются руководителями организаций и т.д.). В ННС должны быть самые сильные ученые.

В рамках исполнения поручения Главы государства финансирование науки на этот год практически увеличено в два раза. Раньше конкурсы на научные проекты проводились раз в три года. Соответственно, если ученый не получает гранта, а следующий конкурс – только через три года, не секрет, что многие ученые, не получив финансирования, меняли профиль и уходили из науки.

К тому же за три года происходило много изменений, которые должны были быть сопровождены научно. Теперь конкурсы будут проводиться ежегодно, со сроком реализации в три года.

Впервые в истории страны глава МОН лично проверил содержание школьных учебников. По образованию учитель истории, Асхат Аймагамбетов раскритиковал учебники английского языка, литературы, географии и физики. Названы и причины плачевного состояния учебников: спешка, слабая внутрииздательская экспертиза, редакторская работа, безответственность издателя за качество предоставляемых учебных материалов.

Новый министр кардинально меняет нынешнюю систему издания учебных книг. Теперь начнут готовить авторов учебников и специалистов по экспертизе школьных пособий, будут серьезные санкции за опечатки.

Приостановлено внедрение авантюрного сагадиевского трехъязычия в школьное образование. Переход на трехъязычие будет происходить по мере готовности преподавателей и образовательных программ. Обучение на английском языке естественнонаучным дисциплинам должно осуществляться с учетом кадровых возможностей образовательных центров и с учетом желания родителей. Об этом заявил президент Касым-Жомарт Токаев на августовской конференции 2019 года.

Кому нужно копание в диссертации?

Здесь даны лишь основные моменты чистки авгиевых конюшен Сагадиева, и она продолжается. Но меры МОН по отношению к недобросовестным вузам, издательствам, ННС и т.д. задевают бизнес-интересы многих сил в стране, за которыми стоят очень влиятельные люди. Например, рынок учебников, где объем ежегодных государственных заказов составляет 30-45 млрд тенге, фактически поделен между крупными издательствами на сферы влияния.

Возможно, неслучайно появилась на горизонте экс-руководитель департамента министерства образования Казахстана Анар Каирбекова, которая обвинила главу МОН в подлоге и коррупции.

Конечно, в обвинении нет ни одного пункта по нынешней работе министра, которая кардинально меняет систему образования РК и выводит ее из кризиса. Обвинение нового министра в возможной коррупции по линии повышения квалификации преподавателей, скорей всего, не имеет основания, потому что частное ТОО сотрудничало со времени работы министра Сагадиева.

Что касается докторской диссертации Асхата Аймагамбетова, то в социальных сетях распространяется слух, будто идет обвинение в плагиате. В обвинении Анар Каирбековой этого нет, но есть упреки в том, что диссертация слабая. Вообще-то, это компетенция диссертационного совета, в котором проводилась защита этой докторской диссертации.

Копание в его диссертации никаким образом не повлияет на его авторитет, компетентность – большинство работников образования выступили в защиту министра. В такой непростой период в системе образовании РК – это один из тех министров, который четко, компетентно и быстро принимает правильные решения, выводит образование из кризиса. Нам нужен только такой министр!

Если на то пошло дело, то пусть проверяют дипломы, кандидатские, докторские всех министров на их профильное и профессиональное соответствие, умение профессионально разрешать проблемы ведомства и т.д. Нельзя делать выборочную проверку лишь по отношению одного министра.

Впрочем, как сказал Асхат Аймагамбетов: «Суд разберется в этом вопросе. Я понимаю, вы сейчас хотите получить гораздо больше информации, но я считаю, что абсурдно отвечать на такого рода вопросы. Суд поставит точку, и будет принято соответствующее решение».

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, журналист