Государственный обвинитель заявляет, что бывший министр Елжан Биртанов и его заместитель Олжас Абишев намеренно скрыли неработоспособность платформы информатизации и интероперабельности информационных систем здравоохранения, передает Orda.kz. Сторона обвинения – прокурор Бауржан Шекенов – зачитал обвинение экс-министру Елжану Биртанову на заседании столичного Сарыаркинского районного суда №2.

Платформу, о которой идёт речь, подготовила хорватская компания Ericsson Nikola Tesla, стоимость контракта 17,8 миллионов долларов США. Договор заключили в 2015 году, и по словам прокурора, минздрав дважды продлевал сроки, так как поставщик срывал завершение работ.

Работы продолжились только в 2018 году, на её завершение Биртанов направил заявку на выделение из бюджета 6,8 миллионов долларов США или 2,9 миллиардов тенге по тому курсу. В это же время Биртанов якобы «обеспечил назначение своего знакомого Олжаса Абишева на должность вице-министра здравоохранения по вопросам цифровизации». На него же и возложили обязанность «реализовать проекты по модернизации системы здравоохранения и ее цифровизации».

Кроме того, Биртанову подчиненные якобы неоднократно письменно и устно сообщали о нарушении графика реализации проекта и наличии незавершенных работ. Однако Биртанов игнорировал все обращения, а назначение Абишева на должность вице-министра здравоохранения целиком связано на желании принять платформу «любой ценой».

По словам прокурора, независимые эксперты заключили, что документы о проведении пилотной эксплуатации платформы в 17 лечебных учреждениях фиктивные.

Таким образом, в декабре 2018 года Абишев незаконно подписал сертификат об успешном завершении пилотной эксплуатации платформы, а затем по указанию Биртанова акты приемки самой платформы, которая так и не была доработана.

«Вице-министр Олжас Абишев, исполняя незаконные указания министра Биртанова, умышленно и незаконно в целях выгоды выдал сертификат об успешном завершении пилотной эксплуатации платформы. При этом полная работоспособность платформы поставщиком не обеспечена», – заявил прокурор.

Помимо этого, прокуроры настаивают, что экс-министр здравоохранения Биртанов, «активно продвигая имидж эффективного руководителя, качественно выполняющего поручения руководства страны и реализацию госпрограммы знал, что опытная эксплуатация платформы не проводилась».

«Акт об успешном ее завершении Абишевым утвержден незаконно. В результате приемки платформы, незаконного ввода ее в опытную и промышленную эксплуатацию, из суммы залогового обеспечения в виде банковских гарантий в размере 5,2 миллионов долларов США, государством утрачено право взыскания – 4,6 миллионов долларов. Указанная сумма подтверждена заключением судебного эксперта», – заявила сторона обвинения.

По словам прокурора, государству причинён материальный ущерб в особо крупном размере, в виде оплаты фактически невыполненных работ по платформе на сумму 4,1 миллионов долларов США, что по курсу Национального банка на тот момент составило 1,5 миллиардов тенге.

Кроме того, Биртанова обвиняют в том, что он незаконно воспользовался бортом санавиации летом 2020 года, когда заболел пневмонией в Жамбылской области во время рабочей поездки в регион.

Чтобы воспользоваться санавиацией, необходимы условия трудной доступности местности, невозможность оказания медицинской помощи из-за отсутствия медицинского оборудования и квалифицированного специалиста, а также другие основания. Прокурор утверждает, что Биртанов нарушил правила санавиации и изменил личные данные при сдаче ПЦР-теста.

«13 июня 2020 года при прибытии в аэропорт Тараза без помощи посторонних лиц Биртанов самостоятельно поднялся на борт воздушного судна санитарной авиации, которое сразу вылетело в Нур-Султан. По прилету Биртанов сразу же был помещен в Городской инфекционный центр Нур-Султан с диагнозом «Двухсторонняя полисегментарная пневмония», – заявляет прокурор Шекенов.

Прокурор подчёркивает, что в это время в медицинских учреждениях Жамбылской области имелось в наличии 1 439 свободных мест. Тем самым необходимости в транспортировке не было, а перевозка Биртанова обошлась в 5,5 миллионов тенге.