Каменный страж Каскелена

2022-05-27 12:20:20
Балбалы – каменные истуканы, словно стражи степей, продолжают находиться под пристальным вниманием ученых, маня их своими загадками. До сегодняшнего дня историки и обычные люди встречают безмолвные изваяния на бескрайних просторах Жетысу. Сотрудниками историко-краеведческого музея Карасайского района в Каскеленском ущелье был обнаружен один из таких «стражей», загадку которого пытаются разгадать.

Балбалы – это древнетюркские каменные изваяния. До настоящего момента ученые спорят об истинном назначении этих «истуканов»: одни предполагают, что это погребальные камни, другие – что каменные божества древней степи.

По одной из версий древние люди воздвигали балбалов как памятник умершим людям высшего сословия, а также воинам. Гильом де Рубрук, средневековый путешественник, в своих трудах отметил, что: «…кыпчаки, воздавая почести ушедшим из жизни известным людям, воздвигают на вершине кургана каменную скульптуру, изображающую человека, держащего в руках чашу, и повернутую лицом к востоку» (Плетнева С. А. «Половецкие каменные изваяния», Москва, 1974). Большая часть каменных истуканов смотрит на восток, так как древние племена тюрков исповедовали тенгрианство.

Проводя классификацию изваяний можно разделить их на несколько групп. Некоторые ученые говорят о том, что скульптуры «стоят» или «сидят». Вторые отмечают изображение оружия на поясах или предметов в руках (например, посуды или ритуальных чаш), третьи же разделяют по виду камня, его обработке и резке. Придерживаясь третьей классификации, балбалы можно разделить на две группы: древние тюркские каменные скульптуры VI-VIII веков и кыпчакские скульптуры IX-XIV столетий.

Территория распространения «стражей» обширная: от реки Орхон в Монголии до берегов Каспийского моря. Эпоха Кыпчаков принесла немало изменений, и распространению каменных истуканов до Дуная послужил именно этот народ. По мере продвижения менялся вид камня, размер, форма и изображения. Нынешние надмогильные памятники – кулпытас, распространенные на западе Казахстана, – продолжение традиции балбалов. На них отчетливо виден отпечаток исламской религии, которая оказала большое влияние на развитие каменного искусства кочевников.

К большому сожалению, в последние годы, в связи с расхищениями исторического наследия «охотниками за стариной», количество каменных изваяний заметно сократилось. Эту проблему в свое время поднимал еще академик Алькей Маргулан, изучавший каменные балбалы Центрального Казахстана в 1946- 1956 годах. Тогда он писал: «Многие каменные скульптуры, упав на землю, разрушаются, многих проезжающие мимо люди выкапывают и увозят, или же разбивают и оставляют на месте (А. Х. Маргулан, Сочинения, том 14, раздел 3, Алматы, 2003).

Стоит отметить, что не во всех музеях республики можно встретить экспозиции, посвященные балбалам, подобные экспонаты можно встретить в Талдыкорганском и Таразском музеях.

С определенной последовательностью историки и археологи то и дело выдвигают новую теорию предназначения балбалов. Например, одна из последних гласит: балбалы – это символические коновязные столбы – обязательная часть любого жилища кочевника. Предположение основано на сходстве расположения их у курганов с порядком расположения коновязей у жилища кочевника.

Один или два-три ближайших камня выделяются среди остальных своими большими размерами. У курганов знати число балбалов-коновязей значительно превышает число таких же балбалов, установленных у курганов кочевников. Поэтому, скорее всего, балбалы предназначались для лошадей, на которых приезжали родственники и гости на погребально-поминальный обряд. Исследователи предполагают, что балбал являлся в большей степени знаком присутствия (внимания) определенного человека на поминках. Этим, видимо, можно объяснить личные тамги и надписи-автографы на балбалах.

Балбал в Каскеленском ущелье был обнаружен еще в далекие 70-е годы водителем молоковоза Копеном Абдиевым, который рассказал о своей необычной находке сотрудникам музея Карасайского района. Об этом изваянии на некоторое время было забыто, и редко упоминалось во избежание расхищения на период установления подлинности монумента.

Каменный страж Каскелена


- Мы стараемся не показывать месторасположение Балбала. Он еще не до конца изучен, ведется исследовательская работа. В 2009 году нами была проведена исследовательская экспедиция, в которую мы пригласили ученого-археолога, доктора исторических наук, профессора, академика академических наук РК Карла Молдахметовича Байпакова. Это каменное изваяние было установлено лицом на восток, так как в то время люди поклонялись солнцу. Об этом и говорят наскальные изображения «солнцеголоваго божества Митры».

Именно по настоянию К.М. Байпакова каменное изваяние осталось на месте, так как, возможно, оно установлено на древнем захоронении. Сейчас еще рано говорить об этом, можно только сказать, что пока озвучена предположительная датировка эпохи каменного века, – рассказывает директор историко-краеведческого музея Мария Кожанова.

Возможно, в скором будущем, найденный каменный истукан будет изучен полностью и фонд музея пополнится еще одним значимым артефактом древности.

Юрий Красильников специально для Матрица.kz, г.Каскелен