Отпуск-2020: стоит ли планировать, бронировать и… куда?

2020-04-04 12:06:31

Россия 27 марта закрыла границы. Точный срок отмены таких ограничительных мер пока неизвестен, впрочем, некоторые федеральные СМИ называли дату 1 мая. Многие (и сургутяне не исключение) любили отправляться в путешествия весной, но сейчас тем, кто планировал каникулы в других странах, пришлось «заморозить» путевки либо отправляться на российские курорты. Стоит ли в 2020 году надеяться на отпуск заграницей или лучше «свое, родное»? Бронировать ли сегодня санатории и гостиницы или лучше переждать? Об отпуске-2020 мы поговорили с руководителем одного из туристических агентств Сургута Яной Трофимчук.

Дарья Давыдова: Яна, много вопросов сейчас возникает по возврату туров. Реально ли вообще вернуть деньги за путевку и что для этого нужно сделать?

Яна Трофимчук: Да, это очень актуальный вопрос, ситуация, которая произошла, она очень сильно ударила не только по туроператорам и турагентствам, но и по туристам, у которых отдых, к сожалению, не состоялся. Здесь важно понимать разделение: туроператор и турагентство. Турагентство реализует туры, туроператор формирует. Туристы, естественно, оплачивали свои путешествия в турагентстве, и когда все это произошло, когда рейсы начали отменять, люди пришли в турагентства за своими деньгами. Но тут важно как раз понимать эту цепочку: турагентство не держит деньги у себя, оно переводит оплату туроператору, а туроператор переводит деньги своей иностранной компании, своей принимающей стороне. С чем столкнулись мы сейчас: люди хотят вернуть свои деньги, но этих финансов в турагентствах просто нет. Агентство оплатило путешествие туроператору, оператор оплатил компании за рубежом, и на сегодняшний день все возвраты «заморожены». Ситуация признана форс-мажором, это обстоятельства непреодолимой силы. Есть туроператоры, которые деньги возвращают, например. «Библио-Глобус», они на своем сайте официально заявляют, что в течение 20 рабочих дней в порядке очереди деньги туристам будут возвращены. Но остальные туроператоры, к сожалению, вынесли вердикт, что вернуть деньги в течение 10 рабочих дней, как предусмотрено в договорах, они не могут.

Ситуация признана форс-мажором, это обстоятельства непреодолимой силы.

Тут предусмотрено несколько вариантов: первый – перенести свой отдых на Россию. Операторы дают достаточно большие скидки, они всячески стараются, что путешествия по направлениям нашей страны были такими же интересными, как тур по направлению «Турция», которым не смогли воспользоваться, или тур во Вьетнам. Но не так много людей согласились на это и перебронировали, и даже хорошо, потому что до 1 июня пансионаты и санатории в России также закрыты. Второе, что предложили туроператоры – это депозит до 31 декабря 2021 года. То есть каждый турист может использовать свои денежные средства на покупку другого тура до этой даты. Очень важный момент – деньги сохраняются в валюте, то есть, возможно, это очень даже выгодное вложение для туристов, которые покупали в январе-феврале по доллару 61. У нас многие, например, перебронировали Турцию на август, когда курс был уже намного выше (доллар по отношению к рублю 8 марта вырос до 79-80 рублей – прим.автора).

Если вы попали в такую ситуацию, то первое, что вы должны сделать – взять у турагентства свою заявку или платежку, подтверждающую, что туроператору деньги отправлены, что эти деньги не в турагентстве, это очень важно, и уже на основании этого, отталкиваясь от того, кто ваш туроператор, писать соответствующие заявления.

Конечно, многие с этим не согласны, людям нужна наличка, кто-то приобретал в рассрочку, тур не состоялся, а им еще кредит платить. Все это накладывает не очень хороший отпечаток, но другой ситуации, к сожалению, сейчас не представлено. Есть туроператоры, которые возвращают, есть туроператоры, которые только переносят либо «замораживают» деньги на своих счетах. Они обещают, что как только ситуация восстановится, все туристы смогут вернуть свои денежные средства. Если вы попали в такую ситуацию, то первое, что вы должны сделать – взять у турагентства свою заявку или платежку, подтверждающую, что туроператору деньги отправлены, что эти деньги не в турагентстве, это очень важно, и уже на основании этого, отталкиваясь от того, кто ваш туроператор, писать соответствующие заявления. Либо переносить, либо ждать.

Вьетнам

ДД: Яна, а есть ли уверенность в том, что все туроператоры, которые «заморозили» путешествия, выстоят? Думаю, насчет крупных и всем известных переживать не стоит, они уже проходили кризисы, а вот те, что поменьше?

ЯТ: Мы, на самом деле, очень за это переживали до того момента, как не внесли поправку, что это форс-мажор, что это обстоятельство непреодолимой силы. Туроператоры сейчас деньги «заморозили», к ним сейчас деньги не поступают, то есть новых бронирований не делают ни в одном турагентстве с 19 марта, это 100 процентов, люди сейчас не идут покупать путевки и правильно делают. Даже мы советуем брать туры ближе к вылету, потому что так будет уже понятно, что нас вообще ждет в июне, например. Если бы туроператоров обязали деньги вернуть, то банкротства 100 процентов были бы. Так как Ростуризм и Роспотребнадзор ситуацию немного пересмотрели, и деньги просто «заморожены», сейчас туроператоры не идут в такие убытки. У каждого туроператора есть финансовое обеспечение, но для того, чтобы им воспользоваться, нужно обанкротиться. Ввели очень сильный мораторий на банкротство, сейчас всех будут проверять. В этот период пандемии наше государство контролирует ситуацию и то, что туроператоры деньги у себя «заморозили», мы надеемся, ни к каким банкротствам не приведет. Мы очень ждем, что все это закончится, все восстановится. Потому наш прогноз – если бы туристам возвращали деньги в течение 10 рабочих дней, то банкротства были бы уже на следующей неделе. Поскольку деньги на счетах туроператоров «заморожены», «заморожены» на счетах их принимающих компаний, которые многие сейчас на карантине, не работают, эта ситуация пока лояльна, по крайней мере, не движется в сторону убытков туристической отрасли.

Если бы туристам возвращали деньги в течение 10 рабочих дней, то банкротства были бы уже на следующей неделе.

ДД: Можно ли, в таком случае, говорить, что произошла переориентация направлений? Вы в социальных сетях предлагаете не только Крым и Краснодарский край, но и северные регионы России.

Крым

ЯТ: Да, и Камчатку, и Сахалин. Вы знаете, когда вся эта ситуация произошла, естественно, турагентства начали искать выходы. Мы сделали переориентацию на Россию. Люди поспрашивали, поузнавали, но как получилось: бюджет, которым могли воспользоваться туристы, например, в Турцию на две недели на «все включено» в июле, в России в отель примерно такой же, плюс-минус, даже не на «все включено» в Крым или Сочи не улететь. Поэтому многие туристы отложили покупку, не стали переориентироваться на наши направления. Они просто были вынуждены отложить все до лучших времен.

ДД: То есть о раннем бронировании говорить нельзя?

ЯТ: Что такое «ранее бронирование по России»? Из Сургута чартерные рейсы не представлены, то есть если из Москвы, из Тюмени тот же самый «Библио-Глобус» летает на Red Wings, авиакомпании «Россия» «пакетами», это выгодно. Из Сургута что мы можем предложить – мы можем подобрать регулярный рейс и подобрать какой-то пансионат или санаторий. Соответственно, если мы посмотрим стоимость регулярных рейсов, то поймем, что это априори не может быть дешево. Ранее бронирование – это покупка регулярных рейсов заранее, это и есть направление «Россия». Либо какие-то отели дают небольшие скидки, но многие хорошие отели, Крыма, например, тот же самый «Ялта Интурист», я очень его люблю, продавать его не стыдно, но этот отель ввел строгие ограничения – если ранее бронирование, то вы должны оплатить сумму за один день. При этом человек может растянуть свою путевку в Турцию на два или три платежа и заплатить за две недели до вылета. То есть по нашей стране человек покупает дороже, например, «Ялта Интурист» на завтраках на две недели стоит 257 тысяч рублей, в то время как Турция, пятизвездочный отель, на две недели из Сургута стоит 170 тысяч рублей. На «все включено». Соответственно отель дороже, плюс условия не очень такие, подвижные, но при этом нужно сделать все быстрее, чтобы билеты не выросли еще. Потому что мы думаем, что в июле Крым и Сочи будут еще дороже. Сейчас стоят немало, а будет еще больше. И если все поедут туда, что там будет... это уже вопрос второй.

Сочи

Мы очень надеемся, что это все закончится раньше, что где-то в июле, может, в середине июня туристы уже смогут воспользоваться хоть какими-то направлениями.

ДД: Нет ли инсайдов в туристической сфере по снижению стоимости авиабилетов по России? Стоимость перелета порой шокирует, правда.

ЯТ: Я часто просматриваю, особенно когда слышу, что какие-то авиакомпании снизили тарифы по России, я всегда проверяю, но пока этого нет. И не понятно вообще, стоит ли об этом мечтать. По факту мы этого не видим, может, об этом и говорят, но пока никаких мер не предпринято, и никакие снижения… Можно, например, полететь в Симферополь с пересадкой в Санкт-Петербурге 12 часов ночью и сэкономить 20 тысяч рублей. Можно. Плюс потратить деньги там. Прямые рейсы как стоили дорого, так и стоят.

ДД: Яна, что же делать? Надежда умирает последней – и есть ли она вообще, что в этом году, может, осенью, получится отправиться в другие страны на отдых?

ЯТ: Мы очень надеемся, что это все закончится раньше, что где-то в июле, может, в середине июня туристы уже смогут воспользоваться хоть какими-то направлениями. Пусть не все направления будут открыты, но какие-то массовые хотя бы, было бы очень хорошо. Как будет, никто не знает, мы советуем сейчас только ждать. Нам до сих пор поступают сообщения «подберите нам тур». Мы подбираем, но когда люди спрашивают, нужно ли покупать, несмотря на то, что мы на этом зарабатываем, это наша основная деятельность, мы говорим: «Нет, сейчас ничего покупать не нужно». Ожидаем, надеемся на лучшее, сидим дома – это все, чем мы сегодня можем как-то помочь ситуации, чтобы она быстрее разрешилась.