Дефицита не предвидится. Торговые сети Сургута готовы к любому форс-мажору на фоне пандемии

2020-03-23 10:08:17

В соцсетях и некоторых СМИ набирает силу инфопандемия. Пока она оказывается сильнее реального коронавируса. Под его именем различные регионы, страны то и дело запрещают въезд и выезд людям, переходя чуть ли не на осадное положение. Под его именем оказывается, что власти будто бы скрывают реальное число заболевших, хотя информацию регулярно публикует Роспотребнадзор и комментируют представители высших уровней власти. Под его именем в аптеках страны за считанные дни исчезли маски. Под его именем в магазинах население выметает с прилавков в основном товары длительного хранения, а также антисептики и дезинфицирующие средства. Не брезгуют картошкой и огурцами. Ритейлеры разводят руками и, улыбаясь, вопрошают, почему на полках лежат лимоны, имбирь и апельсины, казалось бы, те народные и природные средства, которые призваны повышать иммунитет. Вопросов больше, чем ответов.

Конец марта, а как будто Новый год. Вот уже несколько дней в крупные торговые центры вереницей тянутся горожане. Забирают продукты первой необходимости – это крупы, макароны, консервация. Полки магазинов пустеют. Это происходит, несмотря на заверения властей всех уровней – от муниципальных до федеральных – о том, что продуктового кризиса не будет. Глава Сургута Вадим Шувалов даже собрал ритейлеров в мэрии, чтобы убедиться в этом.

Представители крупнейших торговых сетей заверили, что с поставками полный порядок, а всплеск покупательской активности, который действительно был и потянул за собой ажиотаж на целый ряд товаров, способны погасить за несколько дней.

«Машины к нам на наши ТЦ заходят ежедневно в количестве не менее шести штук, также мы предусмотрели эту ситуацию чуть раньше, у нас будет в ближайшее время дополнительные фуры соцзначимых товаров, которые обеспечат в случае необходимости спрос наших жителей», – рассказала директор магазина «Окей» в ТРЦ «Сургут Сити Молл» Елена Калинина.

«Компания «Магнит» очень регулярной в этом направлении работает, у нас 38 распределительных центров, на данный момент они все затарены, скажем так, про запас. Мы увеличили запасы на 20 %, это регулярный ассортимент наш, и на 30 % – это питание повышенного спроса. Провалов в плане насыщенности наших магазинов мы не ожидаем, также есть некоторые магазины, которые позволяют себе иметь запасы, мы также их снабдили товаром», – отметила территориальный управляющий торговой сети Элла Семко.

Парадоксально, но именно после выхода сюжетов об этом совещании крупнейшие магазины города испытали покупательский шок. Таких очередей и спроса на продукты не было даже перед Новым годом.

Магазины сети «Лента» чаще других фигурировали в соцсетях с пометкой «ажиотаж». К середине недели, пожалуй, единственная позиция, которой нет ни на прилавках, ни на складах –гречка. Она в пути.

«Рост спроса ощущается, прежде всего, на такие группы, как бакалея – мука, сахар, соль, крупы, макаронные изделия, консервация, а также бытовая химия, чистящие средства, туалетная бумага, салфетки антибактериальные – это те товары, которые больше всего показали рост. Самый всплеск был во вторник. У нас это порядка 16 процентов рост трафика, количества покупателей и увеличения суммы покупки. До 70 % больше народ стал покупать», – добавил директор ТЦ «Лента» Евгений Белов.

Бизнес отмечает, что вопреки расхожему мнению такие непрогнозируемые всплески покупательской активности идут, скорее, в минус, чем в плюс. Во-первых, пустеют полки, ритейлеры вынуждены экстренно искать варианты, чтобы вернуть продукцию на прилавки. Во-вторых, в пиковые дни нужно больше персонала – это тоже дополнительные издержки. Критической ситуации нет. Заказы создаются, поставщики и распределительные центры товары отгружают.

«И туалетная бумага, и курица есть. Гречка – это тот товар, который интересует, наверное, всех. Не знаю, почему. Логичнее было бы закупаться мясом замороженным, а не консервами. Это и полезнее, и грамотнее, или сало, например, взять, или картофель – долго хранится. Лук, чеснок, имбирь, лимон, цитрусы, апельсины – тоже достаточно хороший товар, прежде всего, для поддержания иммунитета, раз у нас паника связана с коронавирусом и ОРВИ», – отметил Евгений Белов.

Цены – отдельный разговор. Их формируют по совокупности факторов. Среди них – себестоимость, цена доставки, учитывают ценники на аналогичную продукцию у конкурентов и какую-то долю прибыли. Коронавирус, уверяют ритейлеры, в этот перечень не входит.

«Повышения цен у нас точно не ожидается, речи об этом даже не идет. И нужно прекратить заниматься спекуляцией на фоне коронавируса и всей этой ситуации», – призвала Элла Семко.

Все сетевые магазины получили рекомендации от эпидемиологов. В соответствии с ними ужесточены требования к санитарному режиму. Особое указание дали отделам фастфуда. Они должны, например, иметь посудомоечные машины и обрабатывать тарелки специальным дезинфицирующим составом не менее 90 минут при температуре не ниже 60 градусов. В гипермаркетах появляются специальные дозаторы для того, чтобы покупатели могли обработать руки.

«Для собственных сотрудников, всех посетителей по рабочим моментам осуществляется замер температуры, регистрация в журнале температур, для сотрудников на входе установлены также дозаторы с дезинфицирующими средствами, для покупателей мы не забываем делать то же самое. На входе по торговому залу размещены дозаторы с дезсредствами, есть усиления в работе клининга. Не реже раза в два часа протираем ручки тележек, дверные ручки, поручни, перила – все, до чего можно дотронуться», – рассказал директор ТЦ «Лента».

Новации уже заметили покупатели и активно ими пользуются. Отмечая, что и без угрозы распространения коронавируса такой сервис, как возможность продезинфицировать руки на входе в торговый зал и у прилавков, далеко не лишний.

Практически нет сомнений в том, что Сургуту и Югре какое-то время предстоит пожить в новых условиях. Москвичи уже привыкают. Там первая волна ажиотажа в магазинах началась около двух недель назад и пошла на спад. Минпромторг обещает не допустить повышения цен и заверяет о достаточных запасах продуктов на складах поставщиков. Эксперты говорят, что через две-три недели покупатели гречки, муки, сахара, консервов и макарон уже начнут задумываться о том, куда девать собственные внушительные запасы. Ведь известно, что паника – не лучший друг для принятия взвешенных решений.