Сургутянка обратилась в прокуратуру города с просьбой защитить ее ребенка от травли в школе

2020-03-16 08:07:12

Его всячески задевают, оскорбляют, заставляют публично, перед всем классом признать свою слабость и их лидерство. В ход пускают и физическую силу. Мальчик несколько раз попадал в травматологическую больницу с ушибами. Диагностировали однажды даже сотрясение мозга. Семья пыталась урегулировать конфликт между одноклассниками мирным способом: обращалась к классному руководителю, руководству школы. Проводились родительские собрания, с детьми работали так называемая «Служба примирения», школьный психолог. Но все без толку. Побои продолжаются, а педагоги, по словам мамы и самого ребенка, просто не замечают этого или делают вид.

Кто бы мог подумать, что в начальных классах разгораются нешуточные разборки, драки не на жизнь, а на смерть. Как говорит мама ребенка, группа третьеклассников 9-й школы избивают своего одноклассника, всячески его оскорбляют и донимают даже во время уроков. А добиваются они, по словам мальчика, чтобы он публично признал свою слабость и их авторитет. Но делать этого, признается наш герой, он не станет.

Постоянные синяки на теле, ссадины на лице. Мальчик уже на протяжении полутора лет терпит издевательства одноклассников. Признаться родителям тоже не мог – не позволяли принципы, однако следы побоев от родных все же скрыть не удалось. «Мы сели, я говорю: «Что случилось? Ты можешь мне рассказать?» Он мне начал рассказывать: «Мам, меня бьют в школе. Это происходит систематически. Меня обзывают, что я толстый, еще оскорбляют, но я не хотел тебе рассказывать, не хотел тебя расстраивать». Я говорю: «А сейчас что случилось, что ты решил мне рассказать это все?». Он мне говорит: «Сегодня меня со спины толкнули и начали пинать». Это было, наверное, ровно год назад. Пять человек было из его школы», – рассказывает мама пострадавшего.

Решать проблему родители отправились в школу. Ребенка определили в новый класс в надежде, что травля прекратится. Но и там печальная история продолжается. Проводили собрание с участием всех сторон конфликта, с детьми, как выяснилось, работали и «Служба примирения», и школьный психолог.

«Она сказала, что проблема вообще в вашем ребенке, я не вижу проблемы. Он спокойный ребенок, он рассудительный, далеко не глупый. Просто вот эта система его ломает, и ему тяжело. Он не хочет физическую силу применять», – добавляет мама школьника.

Результатов этих бесед родители не наблюдают, зато видят новые следы побоев на теле ребенка. Семья уже не раз обращалась в травматологическую больницу. Последний раз – буквально неделю назад – у мальчика диагностировали ушибы позвоночника в области грудной клетки. Дать сдачи обидчикам третьеклассник может, но боится, что после этого ему запретят заниматься спортом. Он ходит в секцию греко-римской борьбы. Но. На применение силы вне тренировок у него стоит жесткий запрет.

Родители стали замечать, что из-за постоянного стресса у ребенка начало садиться зрение. С третьей парты он уже не видит – место поближе оказалось только рядом с обидчиком. Такую тактику примирения, судя по всему, выбрал классный руководитель.

У каждой медали есть две стороны. После первой публикации на связь с корреспондентами «Сургут 24» вышли родители одноклассников нашего героя – его, так сказать, оппонентов. Их версия несколько отличается от изложенной ранее.

«За это короткое время, как находился этот мальчик у нас в классе, он не раз приходил со слезами, бросая прям рюкзак на пол: «Мама, переведи меня в другую школу!». Я спрашиваю: «Что случилось»? «Я просто устал, из-за того, что меня постоянно задирает этот мальчик. Я не хочу с ним учиться». Как я должна была реагировать? Я тоже говорила, старайся не обращать внимания, не подавай виду, если есть какие-то проблемы, подходи, говори учителю. Он самый маленький в классе, поэтому есть ребята, которые заступаются за него», – рассказала мама ученика школы № 9 Светлана Иванова.

«Насколько я знаю, сейчас их посадили вместе за одну парту. Как мне рассказывает ребенок, им весело вместе, они общаются, дружат и никакого конфликта нет. На самом деле, конфликт остался только на уровне родителей. С нашей стороны претензий нет, это все пройденный этап. И все получили, не только этот мальчик, но и моему ребенку тоже досталось. Он приходил также в ссадинах, с синяками, но мальчики – это мальчики», – добавила мама другого ученика Юлия Костюкова.

То есть провокатором одноклассники считают самого мальчика. И их действия вовсе не нападки, а способ защиты. Уладить разногласия между учениками в школе пытались. Насколько эффективно была проведена работа, установит департамент образования.

«Ситуация буллинга в школе, конечно же, недопустима, об этом даже не может быть и речи. И каких-то, скажем так, смягчающих обстоятельств здесь быть не может. 13 марта по приказу департамента образования будет проведена внеплановая выездная проверка в образовательную организацию, будет изучена документация школьной службы медиации, будет проведена проверка, насколько эффективна деятельность по профилактике буллинга в школе. При необходимости будут приняты управленческие решения и, конечно же, будут даны рекомендации как образовательной организации, как психологам школы, какую работу необходимо будет организовать, так и родителям учащихся», – отметила начальник службы координационной работы и методического обеспечения МКУ «Центр диагностики и консультирования Наталья Карловская.

Члены родительских комитетов 9-й школы выступили в поддержку руководства учреждения. Резонансная история повергла в шок многих, потому что раньше таких ситуаций здесь не возникало. По крайней мере, о них не знали. Не знали и как действовать в подобных случаях родители. Не знали, как себя вести, дети.

Психологи говорят, что отвечать агрессией на агрессию здесь недопустимо. Детей в этом возрасте нужно учить правильно решать конфликты, потому что сами они этого делать еще не умеют.

«В этом возрасте – до 12 лет включительно – ключевую роль играет именно включение в эту ситуацию взрослых: это родители, это классный руководитель. И если на этом уровне не получается решить вопрос, тогда необходимо подключать и какие-то другие инстанции, но здесь речь должна идти не о том, чтобы найти виноватых и кого-то наказать, а о том, как таким образом учить детей выстраивать взаимодействие друг с другом, чтобы они умели, с одной стороны, защищать себя, а с другой стороны, решать конфликты мирным путем», – акцентировала внимание психолог Лариса Галеева.

Резонансная история, когда на уроке физкультуры подрались две ученицы 31-й школы, произошла в сентябре прошлого года. Тогда родители также не смогли найти общий язык друг с другом и с педагогами –обратились в прокуратуру и следственный комитет.

В департаменте образования признали, что педагог в том случае обязан был вмешаться и погасить начавшийся конфликт. Ученикам обещали напомнить о культуре общения. Разногласия в школьной среде – это нормальное явление, но всему есть предел. Когда ситуация выходит из-под контроля, задача взрослых – вмешаться и помочь детям разобраться. Для этих целей в школах созданы специальные «Службы медиации».

Каждый родитель, отправляя своего ребенка в школу, хочет быть уверен, что он вернется домой живым, здоровым и с новыми знаниями. Этого хочет добиться и героиня нашего сюжета. Пока руководство школы, представители администрации города, родители будут искать корень проблемы и решение сложившегося конфликта, взаимоотношения между самими школьниками могут развиваться непредсказуемо. Если своими силами уладить дело не получится, к нему подключат правоохранительные органы. Колесо уже запущено. Теперь главное, чтобы под его гнетом не пострадали ни в чем не повинные дети.