«Сургутская Мадонна с младенцем в иллюминаторе»— знаменитая мозаика, которая украшает здание аэропорта нашего города. Кстати, многие не задумываются о том, что это именно иллюминатор, жителям, скорее, панно напоминает икону. Конструкция весом примерно в две с половиной тонны появилась на стене аэровокзала в 1981 году, из Москвы ее везли по частям, спецбортом. Автор панно — Леонид Полищук, художник-монументалист, вспоминает, как он отстаивал свой эскиз на культурном совете Сургута. Большая его часть 40 лет назад идею мастера не оценила, помогли женщины, которые буквально воскликнув «Мужики! Вы что, дураки, это же красиво!» все-таки защитили идею. Леонид Полищук рассказывает, как панно не оценили сами сотрудники аэропорта, не поняв, что изображением вообще хотел сказать художник. На критику он порекомендовал всмотреться в глаза женщины и почувствовать сердцем эмоции, которые она несет. Сургутская Мадонна с младенцем в иллюминаторе — прообраз доброты, спокойствия, то, что нужно каждому человеку, который отправляется в полет. Сейчас инициативная группа жителей города решила признать панно объектом культурного наследия России или хотя бы Югры. Зачем, мы выяснили у Анастасии Попушой, члена молодежной палаты при думе муниципалитета, которая входит в рабочую группу по сохранению мозаики.
Дарья Давыдова (ДД): Анастасия, откуда вообще появилась идея о признании сургутской Мадонны с младенцем объекта культурного наследия, и в связи с чем это необходимо? Есть опасения, что панно может не стать?
Анастасия Попушой (АП): К нам в молодежную палату через социальные сети поступило обращение от инициативной группы жителей, которые попросили нас помочь присоединиться к тому, чтобы сохранить панно. Волнения появились в связи с новостью о реконструкции здания аэропорта Сургута — тогда мозаику могут демонтировать, а это однажды уже хотели сделать. Как можно сохранить такой масштабный объект? Придав ему статус. Мы вникли в вопрос, изучили его историю и решили поддержать жителей.
ДД: Интересна история создания сургутской Мадонны. Сначала поневоле думаешь, что это религиозный образ, потом узнаешь, что панно появилось на свет в 80 годы прошлого века, понимаешь, что никакой иконы на здании аэропорта при советской власти в принципе не могло появиться… Почему именно такое изображение?
АП: Автором сургутского мозаичного панно является народный художник России, известный художник-монументалист, который имеет многочисленные заслуги в сфере изобразительного искусства, Леонид Григорьевич Полищук. В наш город его впервые пригласили в 1979 году, официально направили предложение приехать в новый аэровокзальный комплекс. В письме от администрации Сургута так и значилось: «Просим Вас разработать архитектурный стиль привокзальной площади». Леонид Григорьевич прилетел к нам впервые в июле 1980 года. Прилетел утром, вечером был билет обратно, и весь день он простоял напротив здания аэровокзала, придумывая идею, концепцию, что вообще сюда могло бы подойти, что здесь сделать. В этом году я имела честь встретится с ним в Москве, в его мастерской. Он очень хорошо помнит свой приезд, детали, как сначала Мадонну не принимали, как эта идея не понравилась. Впоследствии, все-таки, после многочисленных споров проект был утвержден… Леонид Григорьевич рассказывал, что он простоял буквально от рассвета до заката и думал, что могло бы сюда подойти. Понимая, учитывая наш регион суровый, в то время еще активно шло освоение нефтегазового комплекса, что его пригласили на такой авиационный объект, как это все увязать? Говорит, что понимал, что здесь не может быть что-то рядовое, но что придумать, какой образ? Так ему в тот день идея и не пришла.
Когда он улетал, садился в самолет, у него по-прежнему не было понимания, никакого вдохновения. Полетел в Москву, думать. В итоге на посадке приключилась история: напротив него, через проход, сидела мама с ребенком, и видимо, при снижении самолета у ребенка стало закладывать уши. Он стал капризничать, плакать. И Леонид Григорьевич наблюдал эту картину, и поделился своими воспоминаниями: «Маме было достаточно обнять ребенка, прижать его к себе , своим теплом она его согрела, малыш стал успокаиваться, тревога ушла». Все это произошло на фоне иллюминатора. Тогда впервые образ сургутской Мадонны с младенцем пришел к художнику, потом, в своей мастерской когда он работал, решил, что это какой-то знак, и на этой идее стоит остановиться.
ДД: «Сургутская Мадонна с младенцем в иллюминаторе» входит в число официальных символов нашего города, но этого недостаточно, чтобы ее сохранить. Что уже сегодня сделали, чтобы сделать шаг в сторону спасения панно?
АП: Предыдущая реконструкция здания аэропорта была в 2004 году, и тогда проект предусматривал абсолютно новое здание воздушной гавани. Речи не было о том, чтобы вписать старое панно в новые архитектурные формы, но, тем не менее, коллектив, руководство аэропорта отстояли мозаику. Были многочисленные споры с администрацией Сургута, были споры с подрядчиком, что никуда это уже и не вяжется, и каким образом все это туда установить, но…
ДД: Продавили?
АП: Да, можно и так сказать. Подключились инициативные жители города, и все-таки отстояли, чтобы вписать Мадонну в новые архитектурные формы, признав тем самым, что она является значимой не только для того места, где она расположена, но и для всего нашего города, для его истории. В Сургуте, наверное, не так много таких старейших достопримечательностей, которым 40 и более лет. Когда к нам сейчас поступило обращение от инициативной группы жителей с просьбой помочь сохранить Мадонну, они попросили нас посодействовать в написании конструктивного письма, обращения в окружные органы власти. Есть такой федеральный закон, номер 73, он регламентирует форму и документы, которые надо прикладывать к обращению. Мы почитали законы, практику включения таких объектов в реестр культурного наследия, и никаких препятствий не увидели. Чтобы подготовить письмо, пришлось и в архив сходить, поискать документы 1979-80 годов. Нашли, сняли копии и направили соответствующее заявление с приложениями в окружную службу, которая занимается выявлением и сохранением таких объектов.
ДД: Когда будет известно решение региональных властей?
АП: Федеральное законодательство устанавливает сроки небыстрые, но эти процедуры надо пройти, никак это не ускорить. Сначала мы ждем ответ от нашей окружной службы — включат ли они «Сургутскую Мадонну с младенцем в иллюминаторе» в перечень объектов, обладающих признаками культурного наследия, это промежуточное звено. Если мы в него попадем, у нас будет еще 12 месяцев, чтобы найти специалиста, который проведет госэкспертизу. Тогда уже станет понятно, является мозаика объектом культурного наследия или нет. Ответ от окружной службы мы ожидаем в начале июня. В любом случае, если мы попадаем в перечень, с того дня панно берется под государственную охрану, и все различные манипуляции, которые могут с ним быть — демонтаж, перенос в другое место, реконструкция как самого панно, здания, на котором оно находится — все надо будет согласовывать. «Сургутская Мадонна с младенцем в иллюминаторе» уже никуда не денется.