Они ориентируются по картинкам на расписании, взрослый парень может думать над заданием для детсадовца, а в работе с ними главное – терпение. Я говорю о ребятах с расстройствами аутистического спектра. Вполне обычные и стандартные для нас движения и понятия людям с ментальными нарушениями даются не так-то просто. Например, некоторые чистят зубы строго под счет, потому что иначе не понимают, что они закончили одну половину и надо начинать другую.

Занимаются не только с малышами, но и со взрослыми в центре сопровождаемого проживания «Дети дождя». В 2011 году директор центра Ирина Миронова, мама особенного ребенка, поняв, что сыну нужно ходить в школу, собрала родителей таких ребят и предложила им создать организацию. Получив в 2015-м юридический статус, услуги стали оказывать на потоке и профессионально. Многие программы созданы самими педагогами – по ощущениям, опыту и результатам.

Каждого воспитанника в центре сопровождаемого проживания «Дети дождя» встречают социальные педагоги. Помогают снять обувь, раздеться. Суть в том, что прийти в центр может как 12-летний ребенок, так и взрослый совершеннолетний человек. Только в простых и обыденных действиях они путаются, всему виной – расстройства аутистического спектра.

После того как ребята переобуваются, они идут к расписанию. Педагоги центра тщательно указывают здесь, что нужно сделать каждому за то время, пока он будет находиться в центре. Помимо таблички с текстом рядом вешают и тематические изображения.

«Многие ребята не умеют читать, это визуальное расписание, которое помогает им сориентироваться. Они приходят в центр, они уже знают, стереотип уже сложился этот, что они сюда пришли не просто посидеть, не просто с психологом позаниматься, у них есть определенная работа, которую они должны выполнить», – рассказывает социальный работник центра сопровождаемого проживания «Дети дождя» Анна Уткина.

Затем ребята отправляются мыть руки и чистить зубы. Их учат делать это качественно – так, как рекомендуют стоматологи. Иногда нужно считать – это необходимо, чтобы ребенок понимал, что он закончил с одной стороной и нужно приниматься за следующую. Здесь на стенах, кстати, тоже картинки с четким порядком действий.

А это – занятия с психологом Дарьей Александровной. В среднем каждый «ребенок дождя» посещает их три-четыре раза в неделю. Длится один урок 40 минут.

Ваня делает задание на соотнесение. Ему нужно закрепить разницу между большим и маленьким. Получается у парня довольно неплохо. Порой, конечно, воспитанников нужно уговаривать заниматься, мотивировать их на результат. Как правило, при помощи поощрения. «Обычно первое задание более простое, чтобы у ребенка была ситуация успеха. Сейчас мы, Ваня, с тобой повторим хорошие и плохие поступки», – начинает свой урок психолог центра сопровождаемого проживания «Дети дождя» Дарья Загребина.

Пришла тетя Музыка – Екатерина Черникова, музыкотерапевт. Ее занятий ребята ждут с особым нетерпением. Сотрудники центра сопровождаемого проживания рассказали, что Екатерина сама вышла на учреждение. Захотела позаниматься с ребятами и больше полугода делала это бесплатно. Сейчас у центра появилась возможность платить педагогу за каждый урок.

История центра началась в 2011 году. Директор Ирина Миронова, мама особенного ребенка, когда сыну настала пора идти в школу, собрала всех родителей таких ребят и предложила создать организацию для детей с расстройствами аутистического спектра. Что подобные занятия окажутся настолько востребованными, не ожидали. В 2015-м получили юридический статус, сам центр открыли два года назад. Располагается он в помещении, в котором объединили две жилые квартиры, в поселке Звездном.

«Все-таки наша цель как родителей взрослых детей – сделать так, чтобы после нас наши дети могли жить, поэтому нам это важно. А уже взрослым ребятам занятия также важны коррекционные, потому что багаж, который есть, он теряется, потому что его нужно постоянно поддерживать. Но для них сейчас более важно – обрести вот эту возможность – жить без нас», – говорит Ирина Миронова.

Центр «Дети дождя» – многократный победитель фонда президентских грантов. Еще жить помогает субсидия от департамента социального развития Югры. Ее переводят на каждого ребенка. За последний год помощь в центре получили больше двухсот детей – и младших, и старших. К слову, при необходимости в центре сопровождаемого проживания воспитанники смогут ночевать. Однако пока ни один ребенок к этому не готов психологически. Но работа методично идет, не прекращаясь ни на день. Кстати, на последний выигранный грант «Дети дождя» решили расшириться.

«Президентский грант с каждым годом становится больше, это, безусловно, говорит о том, что центр нужен объективно. Мне интересно узнать как раз о центре ранней помощи, ведь решили отделить малышей от взрослых ребят. За два года, которые существует центр, мы даже изначально в проекте президентских грантов закладывали, что возьмем на отдельные коррекционные занятия малышей, потому что это требуется. Но мы не думали, что будет такой огромный спрос, потому что за два года количество малышей очень возросло. То есть в субботу, воскресенье плюс все вечера у нас идут коррекционные занятия с малышами», – отмечает директор центра.

Центр для коррекционных занятий с малышами откроют в начале следующего года. Между тем специалисты по работе со взрослыми детьми хотят попробовать получить помещение побольше для старших воспитанников. Специалисты «Детей дождя» отмечают, что главная награда для них – это успехи ребят. Например, недавно они получили благодарность от одного из родителей. Мама ушла по делам, а в это время парень убрался дома, постирал и развесил белье. Вернувшись, женщина была в шоке, ведь когда-то она не могла поверить, что ее сын сможет делать сам такие, казалось бы, простые вещи. От таких моментов, говорят в центре, слезы на глазах. Тем более, что помогает в работе не программа профессора или ученого, а опыт и желание научить.