Разговоры о вере. Где и почему армянские монахи разрешили ходить по своим могилам?

2019-12-12 10:10:24

Добраться до Татевского монастыря, который долгое время был духовным центром Сюника, можно на машине через Воротанское ущелье или по канатной дороге «Крылья Татева». Фуникулер стоит 18 миллионов долларов, построили его швейцарцы. Кабина движется со средней скоростью 32 километра в час. Расстояние до Татева вы преодолеете за 12 минут. Кстати, вес одного троса канатной дороги равен весу десяти саванных слонов, это 60 тонн. Канатная дорога «Крылья Татева» – самая длинная в мире. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Ее протяженность – 5 752 метра.

Из окна кабины открываются захватывающие дух виды на ущелье, природный травертиновый Чертов мост через Воротан и заброшенный монастырь 18 века – Татеви Анапат.

Татев был основан в четвертом веке. Есть две версии происхождения его названия. Согласно первой, «Татев» переводится с армянского как «Даст крылья». Поговаривают, что, завершив работу, мастер-строитель встал на край ущелья, перекрестился, произнес: «Огни, Сурб, та тэв» – «Да ниспошлет Святой Дух крылья!» и бросился в бездну. Выросли у мастера крылья, он улетел, а построенный им монастырь и назвали Татев. Вторая версия связана с именем святого Евстатеоса, ученика апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Армении. В этих местах миссионер принял мученическую смерть, а в четвертом веке над его могилой был возведен храм, который освятил Григорий Просветитель. Руины сохранились за крепостными стенами неподалеку от входа в обитель.

Историки выделяют в монастыре семь основных сооружений. Одно из них – каменная колонна, которая опирается на восьмигранный пьедестал. Эта стела Гавазан, в переводе с армянского – «посох». Чудо инженерной мысли начала 10 века. Сделана она на шарнирах, и когда начиналось землетрясение или к монастырю приближалось вражеское войско, она начинала раскачиваться. Тем самым служила для местных предупреждением. Татев в 14-15 веках был университетом, очагом армянской письменности и создания манускриптов. Говорят, что семинаристы сдавали у Гавазана экзамен по пению. Если во время исполнения стела начинала раскачиваться, то студенты получали «отличный» балл. Расцвет университета связывали с деятельностью ректоров – Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци.

Есть в Татеве уникальные крест-камни. Считалось, что чем больше хачкаров, а это резные кресты на камнях, нанесено на стены монастыря, тем лучшее он отталкивает от себя злые силы.

В 1931 году во время Сюникского землятрясения основная часть строений Татева была разрушена. К восстановлению комплекса приступили в 1960-х. Заново отстраивать Татев и вовсе начали ближе к 1990-м. Работы по реконструкции продолжаются и сейчас. Почти готово основное сооружение Татева – Храм Сурб Погос-Петрос. Он действующий, его настоятель – отец Микаэл.

Отец Микаэл закончил факультет прикладной математики Ереванского университета, но потом решил уйти в монахи. Говорит, что его позвал Бог. Когда закончил семинарию, сам просился в Татев, потому что любит святого Григория Татеваци, а еще, когда учился, однажды ходил сюда паломником – пешком от Эчмиадзина до Татева километров 300. Вместе с группой шли две недели. На Микаэля это произвело большое впечатление, и он просил Католикоса назначить его в Татев.

Отца Микаэля приглашали служить в Рим. Отказался. Приглашали в Эчмиадзин – это главный храм Армении, тоже не пошел. Не хочет. Там, говорит, много суеты, а здесь тихо. Можно молиться, читать, размышлять.

Отец Микаэл никогда не пропускает молитву. Общается с Богом он у гробницы святого Григора Татеваци, того самого знаменитого ректора университета Татева. Он был канонизирован после кончины, причем стал последним канонизированным святым Армянской апостольской церкви.

В двадцати километрах от Татева есть древний город Хндзореск. В его окрестностях сохранились еще множество исторических построек – церкви Сурб Тадевоса, Анапат, два уникальных и мистических по своим свойствам источника, считается, что если попить из них воду и помолиться, то можно излечиться от сложных болезней. Например, бесплодия. Есть на этой земле руины Девичьей Крепости, дворец Мелика Каси, руины крепости Мхитара Сарапета. Не менее интересный – бывший трехкорабельный языческий храм. Сегодня это церковь Сурб Рипсиме, святой Рипсиме.

Когда этот храм только построили, он являлся языческим. После был разрушен и восстановлен в 1665 году. Прямо у входа, даже не так, прямо на входе – надгробия. Чтобы попасть внутрь, ты идешь по могилам. Здесь похоронены те, кто служил в храме сотни лет назад. Символы на надгробиях говорят о том, кем был человек при жизни. Если посох, то под надгробием похоронен священник. Все они перед смертью согласились с тем, что будут лежать у входа в храм, по их могилам ежедневно будут ходить сотни людей. Они сказали, что каждый проходящий будет получать через их могилы духовную силу.

Сегодня церковь Сурб Рипсиме действующая. Неравнодушные люди принесли сюда иконы, устроили алтарь, подсвечник. Этот храм очень пострадал в советское время, коммунисты крушили его, пировали в святых стенах, убеждая себя, что раз их сию секунду не постигает кара небесная, то и Бога не существует.