Разговоры о вере. Благочинный Сургута Антоний Исаков рассказал, почему Бог создал мужчину первым

2019-11-05 18:12:24

У ребят есть масса вопросов к благочинному Сургута и Сургутского района, протоиерею Антонию Исакову о православии. Они могут спросить у отца Антония все, что им интересно. Варя и Тихон решили узнать, как Господь сделал мир за шесть дней, кого Бог создал первым – мужчину или женщину, как и где живут и работают священники.

Тихон: Отец Антоний, что такое христианство?

Отец Антоний: Тихон, христианство – это вероучение, прежде всего. Вероучение, основанное на тех знаниях и откровениях, которые оставил Господь на земле. Основой христианства являются, прежде всего, жизнь и проповедь Иисуса Христа. Именно от имени «Христос» и образовано слово «христианство», тех, кто исповедует христианство, называют христианами. Вероучение Христа изложено в книге, которая называется Новый Завет, в частности Евангелие, которое в него входит. Именно жизнь в соответствии с заповедями Христа по Евангелию, как мы говорим, и делает человека христианином.

Варя: Как вы в церкви живете?

От. Ан.: Варенька, в церкви как в здании мы служим. Церковь – это вообще такое очень большое понятие. Оно включает в себя здание, то есть храм еще называют. Вот как раньше называли большие дома на Руси? Их называли «хоромы», слышали такое? Вот слово «храм» как производное и обозначает здание. В церкви мы не живем, а служим. Церковь можно понимать по-разному. Можно понимать как здание, а можно, Варенька, понимать как собрание верующих, то есть, когда верующие люди собираются в храме, их можно понимать как церковь. Живем мы дома, в квартирах или в домах, у всех по-разному. У батюшек практически у всех, если они не монахи, есть жены. Жен священников называют «матушками». И есть, конечно же, детки – дочки, сыночки.

Т.: Как Господь сделал мир за шесть дней?

От. Ан.: Тихон, очень интересный вопрос. В Евангелие, а точнее в Ветхом Завете, когда говорится о сотворении всего мира, используется слово, которое переведено на русский язык как «день». То есть был первый день, второй день, третий день… Но само это слово на древнееврейском языке – «ем» – оно переводится как «период», он может быть неопределенный. В Священном писании есть слова, что у Бога один день как тысяча лет, а тысяча лет – как один день. То есть это не надо понимать, как 24 часа в сутках, это некий промежуток времени, за который Господь творил этот мир. Какой этот промежуток времени, мы не знаем, есть разные теории, есть эволюционные теории, есть теория криоцеонизма, поэтому по-разному можно здесь относиться, но узко понимать именно как 24 часа было бы очень сложно. Потому что когда 24 часа появились? Когда появилось Солнце и появилась Луна, а это не в первый день, значит надо понимать как некий период времени, который может быть очень большим.

Т.: Почему Господь создал мужчину первым, а не женщину?

От. Ан.: Я бы, наверное, так сказал: Господь создал человека, прежде всего, а когда увидел, что человеку одному быть нехорошо, вот в Евангелие, вернее, в Ветхом Завете, Господь так и сказал: «Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника по нему». И вот когда появляется Ева, тогда мы и можем ему по всей полноте сказать, что вот появились мужчина и женщина. Потому что, когда сотворен только один человек и нет женщины, как мы можем называть его мужчиной? Только тогда, когда появляются два человека с противоположными определенными признаками, то тогда, может, мы и говорим, кто мужчина, кто женщина. Поэтому правильнее здесь, Тихон, было бы говорить так, что Господь создал сначала человека, увидев, что человеку одному очень сложно, он создал подобного по нему, и тогда эти два человека, муж и жена, стали настоящей семьей.

В.: Как вы в храме работаете и как вы мир создали?

От. Ан.: Мы мир не создали, священник в храме является священнослужителем, то есть он исполняет те заповеди, которые Господь дал в отношении именно церкви, то есть «священно служить», совершать таинства – крестить, миропомазывать, причащать, исповедовать людей, то есть помогать людям жить здесь, на земле. Мир создал Господь, а церкви, храмы создают строители. Только храмы всегда отличаются по своему внешнему виду от обычного дома. Он ведь отличается? И очень часто говорят, что храмы строят наподобие корабля, они такие продолговатые, храм является символом корабля, на котором люди находят спокойствие, и который приводит их от земли на небо.

Т.: А кто придумал храмы?

От. Ан.: Вообще храм как здание имеет очень древнюю историю, потому что еще в Ветхом Завете до Рождества Христова была ветхозаветная скиния – походный храм. О том, как ее устроить, сказал сам Господь в Ветхом Завете своему пророку Моисею. Уже в городе Иерусалиме был построен первый, а затем и второй иерусалимские храмы. Именно иерусалимский ветхозаветный храм является прообразом и началом всех новозаветных храмов тоже. Таких, которые мы с вами знаем. Поэтому строительство храма, вообще здания, сооружения, посвященное Богу, – это заповедь Божья.

Т: А почему вот такие вот буквы пишут не очень понятные?

От. Ан.: Это ты, наверное, имеешь ввиду, Тихон, богослужебный язык? Да? Церковнославянский? Во-первых, хочу сказать, что он не очень сложный. Я, например, церковнославянский язык уже в 12 лет знал, причем учился ему сам на основе закона Божьего. Такая книга есть, там глава объясняла самые начальные знания церковнославянского языка. Так как этот язык для нас такой, скажем, родной, и он изначальный для современного русского языка, то научиться ему несложно. Старославянские слова очень интересные. Вот почему, Тихон, как ты думаешь, почему Петю-петушка так вот называют? Не знаешь? А знаешь, как на славянском языке «петушок»? «Петел», так и переводится – петел. Поэтому в наше время говорят: «Петя-петушок». Видишь, все очень близко, очень похоже, то есть я хочу тебе показать, сказать, что это несложный язык. Еще Кириллом и Мефодием специально на славянский язык были переведены церковные книги с греческого языка. Поэтому для нас этот язык все равно родной и не такой сложный. «Господи, помилуй» понятно же, когда в храме поют? Это понятно, хоть и на славянском, но на русском языке, мы точно так же говорим. Поэтому совсем немного слов, говорят, надо выучить, чтобы понимать все богослужение. Всего около 300 слов.

В.: Как живут ангелы в церкви? А крылья у них – это реальность или сказка?

От. Ан.: Знаешь, Варь, на иконах очень часто изображают ангелов с крыльями, потому что именно в таком виде ангелы являлись святым людям, и они оставили эти знания. Дальше уже зависит от людей, я не могу тебе сказать, я ангела не видел, я, может быть, чувствовал, что ангел рядом, но сам лично никогда не видел. Поэтому это такая традиция, изображать ангелов с крыльями. Еще говорят, что они с крыльями изображаются, потому что слово «ангел» переводится с греческого языка как «вестник», то есть тот, кто приносит весть, и для того, чтобы они эту весть несли людям быстро, Господь даровал им крылья. Это больше легендарный мотив, но такая традиция изображать ангелов, она существует, потому что еще в ветхозаветных и новозаветных книгах говорится об ангелах, о разных ангелах. Вот мы знаем, например, что архангел Гавриил благовествовал Деве Марии рождение Христа, об этом сказано в Священном писании.

Т.: Что такое Библия?

От. Ан.: Библия – это священная книга, на основе которой построено все христианство. Библия делится на две части – Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет состоит тоже из разных книг, все они были написаны до Рождества Христова, то есть больше, чем две тысячи лет назад. А вторая часть Библии чуть поменьше размером называется Новый Завет, тоже состоит из разных книг – Евангелия, деяний апостолов, различных посланий апостольских. И Новый Завет – это все книги, которые были написаны после Рождества Христова, они практически все написаны в первом веке. Это священные книги для всех христиан, основа, эти книги всегда читаются во время службы в церкви.

В.: Как Боженька помогает людям?

От. Ан.: Знаешь, Варенька, Боженька помогает людям через людей. Вот как раз мы, те, кто верит в Боженьку, те, кто старается жить по заповедям Божьим, призваны Господом помогать людям, даже в Евангелие есть такие слова. Господь говорит: «Если вы не накормили голодных, если вы не дали пить тем, кто имеет жажду, если вы не посетили тех, кто лежит в больнице, если вы не одеваете тех, кто не имеет одежды, то вы самого Бога не одеваете, не поите, не кормите, не посещаете». Потому что если мы для кого-то из нуждающихся это сделаем, то мы это сделаем как самому Господу, прям так и сказано в священном писании. Поэтому мы стараемся в каждом нуждающемся человеке увидеть Господа и помочь ему. Есть такое выражение, что «Господь спасает нас не без нас», то есть в том числе и нашими руками. И Господь прям так и говорит, что вы на земле должны быть моими руками, моими ногами, моими глазами, то есть Господь помогает людям здесь, на земле, через людей. Но это когда в каких-то материальных нуждах, когда надо накормить, напоить. Бывает, что у человека тяжело на душе, бывает очень обидно, может злость прийти, может быть, досада какая-то, раздражение, и тогда если человек помолится Господу, попросит у него сил не обижаться, не раздражаться, не гневаться, попросит у него любви, то Господь ему дает это чувство, ему становится легче. Вот так Господь помогает – и для души, и для тела.