Концерт клавесинной музыки «Бах. Избранные клавирные токкаты»
Образ «лейпцигского кантора», первым делом возникающий при упоминании имени Баха в уме простого обывателя, на деле является лишь одной из множества граней гениальности великого композитора. Вся та философская взвешенность и интеллектуальная строгость, которая традиционно воспринимается как «визитная карточка» Баха, появилась в его творчестве ближе ко второй половине жизни. Семь клавирных токкат, пять из которых прозвучат в сегодняшней программе, были созданы Бахом в молодые годы – задолго до «изобретения» его сложнейшей, порою интонационно перенасыщенной мелодики. Вместо неё мы видим чистую импровизационность и, если так можно выразиться, экстремальную непосредственность изложения музыкальной мысли – ощущение неповторимой первозданности, чего-либо единожды пережитого и не имеющего возможности повторения.
Цикл токкат в некотором роде подводит итог всему спектру проявлений токкатного письма добаховской эпохи – от Фрескобальди до Букстехуде. Чередуя разноплановые импровизационные эпизоды и объëмные, зачастую пространные фуги, Бах выстраивал индивидуализированную, дискретную форму, разделы которой соотносились тем или иным неповторимым способом.
Многие из токкат ожидаемо ориентированы на северонемецкий стиль (stylus fantasticus), предполагающий чередование свободных импровизационных разделов и самостоятельных, порой весьма протяжённых фугированных эпизодов (первый из которых, по традиции, пишется в четырёхдольном движении, второй – в трёхдольном). Подобную схему мы наблюдаем в токкатах BWV 910, BWV 913, BWV 914 и в определенной степени BWV 912; характерно, что свободная вставка между двумя имитационными разделами всякий раз представляет собой весьма индивидуальное решение.
Токката BWV 916 – единственная, где Бах задействует принципы формообразования итальянского концерта: трëхчастная структура сочинения включает в себя оживлëнное Allegro, в котором слышится явное сопоставление оркестровых групп ripieno и concertato, медленную среднюю часть и виртуозную заключительную фугу.
Исполнитель:
Дмитрий Зубов (клавесин)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Избранные токкаты:
ре минор, BWV 913
соль мажор, BWV 916
ми минор, BWV 914
ре мажор, BWV 912
фа-диез минор, BWV 910
Место проведения: Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины
Адрес: Большой просп. В.О., 1а
Телефон: +7 (812) 323 18 52