Недавняя трагедия на ул.Катерная, где легковушка влетела в придорожное кафе («пит-стоп») сети «Еда и точка» и убила молодую работницу, вызвала закономерную реакцию: прокуратура обратила внимание на сам феномен владивостокских пит-стопов и организовала масштабную проверку. Участники рынка, кажется, начали догадываться, что массе drive thru кафе в любимом приморцами формате придорожного ларька приходит конец, сообщает PRIMPRESS.

*Павильон «Coffee Machine» на улице Катерной на повороте к дороге на Русский остров.
Показательный рейд по придорожному общепиту дальневосточной столицы в воскресенье 23 ноября был проведен с привлечением Роспотребнадзора, ГИБДД, городской администрации и съёмочной группы ТВ.
«Проверим всё – от законности размещения на территории Владивостока до безопасности подъездов», — сказала старший помощник прокурора Приморского края Александра Кленина.
В ходе рейда ни одного законного пит-стопа не обнаружено. Так, на ул. Некрасовской — около остановки «Некрасовская, 50» павильон расположен вплотную к проезжей части, хотя по документам его там быть не должно. Владелец сети «Еда и точка» Иван Радашевский ничтоже сумняшеся признал, что пит-стоп стоит незаконно с 2012 г., объяснив по смыслу примерно так: «здесь раньше квасом торговали, а чего такого?».

Coffee Machine на ул. Катерной стоит через дорогу напротив пит-стопа «Еда и точка», в который 14 ноября на полном ходу врезался автомобиль-убийца. Вдруг выяснилось, что по решению суда ещё от 2017 г. эта точка общепита подлежит демонтажу за нарушение требований безопасности. Комментариев по этому поводу сооснователь и директор этой крупнейшей сети автокафе Дмитрий Лутченко пока не дал.
«Вообще автокафе, или, как мы здесь их называем, пит-стоп, – это наш, дальневосточный, формат, - рассказывал управляющий сетью автокафе «Еда и точка» Сергей Понкратов деловому изданию «Конкурент». - Поскольку покупка личной машины у нас всегда была доступна, в регионе сложилась своеобразная, уникальная культура автомобильного питания. В Москве потребление пищи в автомобиле по сей день развито слабо, а во Владивостоке с 90-х годов люди в машинах, как говорится, и едят, и размножаются».

*второй павильон «Еды и Точки» на Катерной, напротив которого произошла трагедия. Его по морально-этическим соображениям решили не убирать. Ограждений всё также нет - на ошибках прошлого, видимо, не научились. Пожалуй, эта точка даже опаснее предыдущей, ведь здесь чаще проезжают большегрузы и автомобили на огромной скорости.
Drivethru (так на американском английском называется этот формат общепита, второе слово американцы вывели из не удобного для малообразованных мигрантов through – «сквозной»), действительно, прижился только во Владивостоке. Уже в Хабаровске, городе с другим образом и темпом жизни и более суровыми зимами, он не развит.
Придумали формат в США, но именно во Владивостоке он приобрёл свой уникальный вид: ларёк либо контейнер из 90-х, незаконно установленный у дороги. Очереди из автомобилей к некоторым автокафе выстраиваются на проезжей части, а в пит-стопы, например, на 3-й Рабочей - даже в два ряда. Аварии и даже трагедии – это был лишь вопрос времени.

*Помимо «ЕиТ» и «КФ» во Владивостоке функционируют еще множество других пит-стопов, например, Zaza (итальянская кухня) и Чи-Фань (паназиатская кухня). Большинство их точек находятся в безопасных местах: у Zaza есть отдельное здание на повороте к остановке «Молодёжная» (покупка еды осуществляется непосредственно внутри) и на ул. Калинина (там есть отдельный съезд к павильону и отдельной большой парковке). «Чифанька» чаще всего находится в пешеходных зонах, например, на Юбилейном пляже набережной Спортивной Гавани. Однако и они от тренда решили не отставать: открыли крайне опасные мини-будки на кольце 3-ей рабочей (Чи-Фань) и на подъеме на ул. Шилкинскую (Zaza).
Также вполне понятно, что ни санитарных, ни трудовых норм в будке пит-стопа соблюсти нельзя. Настоящее drivethru-кафе — это не будка, а удобный подъезд, удобная оплата, удобное ожидание заказа (не в очереди, перегораживающей полосу дороги) и уверенность в качестве продукции.
«Никакие местные пит-стопы и даже рестораны не могут конкурировать по уровню технологичности, себестоимости, логистике и качеству продукта с такими брендами, как Macdonald’s, KFC и Burgerking, — рассказывал в 2021 г., до ухода упомянутых брендов с российского рынка, изданию «Конкурент» основатель благополучно проданной заранее сети автокафе Route 60 Михаил Берестенко. - Когда они разовьются в полной мере (думаю, что во временной промежуток не более пяти лет), то «откусят» большую часть рынка пит-стопов. Ко мне, как к юристу, специализирующемуся на оформлении строек и земельных участков, стали обращаться представители «большой тройки фастфуда» (Macdonald’s, KFC и Burgerking) за поиском земельных участков и оформлением строительства на них ресторанов формата drivethru».

*Пит-стопы «ЕиТ» и «Мании» на Всеволода Сибирцева или, проще говоря, на Красоте. Машины выстраиваются в очередь прямо на дороге.
Из «большой тройки» в России формально остался только Burgerking, прочих заменили на «Вкусно – и точка», «Ростик’с». И вполне понятно, что госмашина переедет ларечную «кофе-машину», поэтому уже сейчас местному бизнесу надо суетиться, чтобы вписаться в цивилизованную бизнес-модель, построив полноценные автокафе формата drivethru.
Есть, за что бороться: за полтора десятилетия та же «Кофе-машина» из одной точки разрослась до федеральной сети с общим оборотом более 2 млрд руб.

Комментарии