Сегодня, 9 февраля 2023 года исполняется 100 лет со дня основания отечественной гражданской авиации, сообщает PRIMPRESS.
В самой большой стране мира этот праздник имеет особое значение, тем более, что история российской авиации наполнена серьезными достижениями. Модернизацию отрасли призвано подчеркнуть символическое открытие президентом Путиным нового пассажирского терминала в новосибирском аэропорту Толмачево, которое состоится сегодня.
PRIMPRESS кратко обозрел историю становления и развития гражданской авиации в Приморском крае.
9 февраля 1923 года Совет труда и обороны СССР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Вскоре появился «Добролет», предшественник «Аэрофлота», акционерное общество с уставным капиталом 2 млн золотых рублей.
Летом 1923 г. впервые в России начались регулярные рейсы по маршруту Москва – Нижний Новгород. Они выполнялись на самолете «Юнкерс Ф-13». Он вмещал до 6 пассажиров, летел вдоль пути железной дороги и только в хорошую погоду. А пилоты поначалу были немецкие и зарплату получали в американских долларах.
В Приморском крае история авиации ведет свой отсчет с 1932 г., когда на гидросамолете Л-21 были перевезены первые четыре пассажира по маршруту Хабаровск – Иман – Вторая Речка (Владивосток).
В 1934 г. на аэродроме Вторая Речка было размещено несколько сухопутных самолетов По-2, которые начали совершать почтово-пассажирские рейсы в Ольгу, Иман, Владимиро-Александровское и Озерные Ключи (аэродром Озерные Ключи в последствии вырос в ныне действующий аэропорт Кневичи – международный аэропорт Владивостока).
Наиболее интересной представляется история «главного авиамаршрута» страны: Москва – Владивосток.
В конце 1933 г. начата опытная почтово-грузовая эксплуатация авиалинии Москва – Хабаровск – Владивосток. Путь туда и обратно занимал шесть дней.
В 1948 г. впервые открыто прямое воздушное сообщение между Владивостоком и столицей нашей Родины Москвой. Регулярные полеты совершал Ил-12 с десятью промежуточными посадками.
В 1958 г. из Москвы во Владивосток начал регулярно летать первый в мире реактивный пассажирский лайнер Ту-104. Первоначально участок маршрута пролегал над территорией Китая, через два месяца он был изменен и 50-местный самолет стал совершать промежуточные посадки в Омске, Иркутске и Хабаровске.
В 1963 г. на линию вышел самолет Ил-18. Он перевозил пассажиров между Москвой и Владивостоком (с промежуточной посадкой в Красноярске) вплоть до 1978 г.
Отметим, что взлетно-посадочная полоса аэропорта Кневичи была недостаточной для выполнения не технических рейсов, а регулярных полетов с пассажирами эксплуатировавшихся в СССР в семидесятых годах 20 века дальнемагистральных Ту-114 и пришедших им на смену Ил-62. Столь постыдное положение вещей имело место быть вплоть до 1985 г., когда наконец-то достроили, приурочив к 125-летию Владивостока, ВПП с нужными характеристиками. Этот процесс занял 10 лет.
Ил-62М, флагман советского «Аэрофлота» начал летать по маршруту Москва – Владивосток – Москва лишь в 1985 г. Зато новому ежедневному рейсу присвоили почетный номер 1, а в столицу из утреннего Владивостока вылетал рейс номер 2.