Даже до тех, кто мало интересуется IT-отраслью, в прошлом году наверняка долетали такие словосочетания, как «импортозамещение оборудования», «отток айтишников», «утечка данных». Ежегодная конференция со старшим вице-президентом по информационным технологиям ПАО «Ростелеком» Кириллом Меньшовым, на которой корреспондент ИА PRIMPRESS присутствовал в онлайне, убедила в прогнозах, что в 2023 году перечисленные понятия станут не просто укоренившимися терминами, а настоящими технологическими трендами, под которые придется подстраиваться российским IT-компаниям.
«Российское IT-сообщество не может оставлять за бортом глобальные мировые тренды. Но теперь нужно следить не только за западными, но и за теми, что задают восточные страны, в частности Китай. Да, это сложно, мы только учимся, и пока никто не может сказать, что научился делать это хорошо. Недостаточно просто знать китайский язык, нужно понимать, как устроена страна», – подчеркнул эксперт в начале своего выступления.
Специалисты выделяют пять основных групп трендов, которые актуальны для российского IT-бизнеса в текущем году.
- Технологические и цифровые тренды
Их можно поделить на три группы: умные устройства, искусственный интеллект и эра данных.
«Человеку становится все менее интересно общаться с искусственным интеллектом, который живет вокруг нас: в умных колонках, в голосовых ассистентах смартфонов, в голосовых роботах, которые звонят и пытаются что-то продать. Люди не хотят разговаривать с машиной. Но подумайте – у искусственного интеллекта получается неплохо этими людьми руководить и управлять. Таксисты и курьеры не получают заказ у руководителя, задание им дает ИИ. В «Ростелекоме» приложение «Цифровой монтажник» передает монтажникам информацию о том, кого они должны сегодня подключить. Раньше это делали сотрудники компании, а теперь – алгоритм. Пока не на 100%, но все больше. И вот тут есть пространство для роста тренда», – отметил Кирилл Меньшов.
- Тренды IT и информационной безопасности
Среди них: каналы взаимодействия, автоматизация процессов, информационная безопасность и IT-кадры.
Фокусироваться на Москве и Санкт-Петербурге при поиске новых кадров уже не получится – слишком велика становится конкуренция на российском IT-рынке. Компаниям предстоит выстраивать территориально распределенные команды, совершенствовать гибкие практики и удаленные форматы работы.
- Телеком-тренды в разрезе IT-технологий
Эксперты выделяют здесь следующие: развитие связи и оптимизация издержек, клиентские технологии и лояльность клиентов.
«С одной стороны, давно построены мобильные сети, которые продолжают развиваться. Да, в 2022 году чуть меньше, чем раньше, в силу возникших проблем, связанных с поставками. С другой стороны, появляется все больше частных LTE-сетей, которые чаще всего строятся на производственных или промышленных объектах, где требуется тотальная цифровизация оборудования. И безусловно, частные должны быть интегрированы в глобальные сети связи», – рассказал спикер.
Также сейчас становится важным органично «вписывать» телеком-инфраструктуру в городское пространство и ландшафт. Например, видим примеры интеграции с уличным освещением или умными остановками. А все потому, что уровень эстетического восприятия у городских жителей растет – согласитесь, мало приятного в вышке сотовой связи на главной площади.
- Тренды государственного управления, которые могут повлиять на технологии в компании
Это развитие IT-отрасли и отечественных технологий, обеспечение технологической независимости, повышение эффективности оказания цифровых услуг, развитие цифровых компетенций и цифровая экономика.
По мнению старшего вице-президента по информационным технологиям ПАО «Ростелеком», Россия отличается от многих других стран тем, что во многом цифровизация бизнеса и общества драйвится со стороны государства. В качестве примера последних решений он привел запуск Минцифрой электронных прав. Напомним, что с осени 2022 года водители могут загрузить данные с пластикового удостоверения в приложение «Госуслуги Авто» и предъявлять права инспекторам ГИБДД в электронном виде. «Теперь все бизнесы, которые так или иначе были связаны с водительскими правами, должны научиться принимать QR-коды, которые генерирует приложения. Поэтому компаниям важно реагировать на инновации, внедряемые государством», – сказал Кирилл.
- Мировые технологические тренды
Анализируя эти тренды, «Ростелеком» выделяет для себя следующие ключевые направления: отраслевые облачные решения, платформу разработки, адаптивный искусственный интеллект.
Обобщая свое выступление, Кирилл Меньшов отметил, что 2022-2023 гг. проходят для России под знаком импортозамещения, информационной безопасности и киберустойчивости, ограниченного финансирования и достаточной сложной ситуации на рынке IT-труда.
«Мы должны находить точки контакта, для того чтобы с каждой частью раннее монолитного общества иметь возможность работать, знать, какие технологии развиваются в том же Китае, что из этого можно использовать. Недостаточно просто прочитать отчет Gartner (американская исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках информационных технологий) и считать, что знаешь все. Теперь нужно обращаться к разным источникам, чтобы понимать, что происходит в глобальном мире», – подытожил Кирилл Меньшов.
А что в Китае?
Учитывая, что сейчас эксперты советуют обращать внимание на Китай, мы посмотрели, как в недалекой от Приморья стране развивают цифровые технологии.
В январе 2022 года Государственный совет КНР опубликовал план развития цифровой экономики до 2025 года. Среди ключевых направлений:
- увеличение доли добавленной стоимости ключевых отраслей цифровой экономики в структуре ВВП до 10% с 7,8% в 2020-м
- усиление поддержки исследований и разработок технологии телекоммуникационных сетей 6G
- наращивание инноваций в областях интегральных схем и искусственного интеллекта
- рост числа китайских промышленных предприятий, подключенных к «промышленным интернет-платформам»
- увеличение числа китайских домохозяйств, подключенных к широкополосной связи со скоростью не менее 1 Гбит/с до 60 млн к 2025 году. В 2020-м их количество равнялось 6,4 млн.
В документе также отмечается, что страна будет стремиться к регламентированию таких сфер, как трансграничные потоки данных, доступ на рынок, антимонопольная работа, цифровой юань и защита конфиденциальной информации в цифровую эпоху.