Монголы, разговаривающие на древнем диалекте, которые после Джунгарской войны и установления границ кочевали по реке Онон в Забайкалье - таково состоявшееся мнение историков о хамниганах. Еще задолго до бурят они исповедовали буддизм.
Бальжинима Дамбаев, корреспондент:
- Еще до признания буддизма официальной религией России указом императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году у ононских хамниган функционировали 6 войлочных дацанов. Первый же деревянный храм был построен в 1801 году и на протяжении 40 лет были построены еще 5 деревянных дацанов, а в Монголии также функционировали 2 дацана.
Но в 30-х годах прошлого столетия красивейшие монастыри - центры духовности, науки, медицины были истреблены, а священнослужители - расстреляны или угнаны в ссылки. Свидетельством уничтожения буддийской веры на всей территории этнической Бурятии стала фотография Хужартайского дацана. Ныне он возрожден, пусть и не в прежнем виде, но его прихожане на этой конференции просили считать его восстановленным, таким образом, сейчас из 6 хамниганских дацанов в 4-х проводятся молебны.
Валерий Семенов хамниган, житель с. Гунэй Агинского бурятского округа:
- Узонский дацан - более 10 лет функционирует, он продолжает работу Тарбагатайского дацана. Есть Токчинский дацан, там постоянный штат лам есть, работает. Гунэйский дацан построенный в 2008 году.
С потерей своих дацанов хамнигане и сами чуть не растворились в соседних народах, часть из них ассимилировалась, сегодня в России насчитывается порядка 12 тысяч представителей, большая же часть - порядка 45 тысяч человек - проживает в соседней Монголии, три тысячи находятся в Китае - и на протяжении последнего века все эти люди пытались скрыть свою идентичность.
Санжаагийн Мунхжаргал, руковолдитель Центра хамниганских исследований Монголии:
- Скрывали, что хамниган - называли себя бурятом, халха-монголом, сегодня мы открыто сможем назвать себя хамниганом, сохранять свои традиции, развивать свою культуру - перевод начитать.
Любовь Загдаева, уроженка с. Токчин Агинского бурятского округа:
- Народ, который имеет свою культуру, свой язык, свои обычаи и традиции, которые веками соблюдаются до сих пор и хотя нас мало, мы можем заявить, что мы - хамнигане.
Вслед за духовным возрождением начинается и перерождение всего народа, к примеру, хамниганский словарь, который был представлен на конференции делегацией Кыринского района Забайкальского края, решено дополнить и опубликовать.
Дамба Аюшеев, ХХIV Пандито Хамбо лама, Глава Буддийской традиционной Сангхи России:
- Я лично благодарен вам, хамниганам, прихожанам 6 дацанов, которые всю жизнь поддерживали Институт хамбо ламы, вы были казаками, вы были настоящими буддистами.
Хамнигане, живущие в Бурятии - на границе Закаменского и Джидинского районов - также участвовали в научно-практической конференции, которая, к слову, в будущем может стать поворотной точкой в этногенезе хамниган.