На торжество приехали ламы и настоятели дацанов из Внутренней Монголии, Монголии, Калмыкии и Тывы, а также сотни верующих из разных уголков России.
С первыми лучами солнца начинается значимое событие в истории буддизма . Практически в полной тишине бескрайние воды Байкала принимают первые угощения в честь открытия и освящения статуи Лусууд-Хана.
Татьяна Костыгова, корреспондент:
– В гости к Божествам водной глади верующие приходят не с пустыми руками. В качестве угощений они приносят молоко белой козы или красной коровы, благовония, сладости и, конечно же, цветы.
Этими дарами, согласно сутрам, буддисты ещё с древности высказывали своё почтение и уважение величественным Нагам. В Бурятии змееподобным божествам поклоняются во время молебна, где главными святынями являются статуи Восьми Лусуудов.
Жаргал Санжиев, ширетуй Байкальского дацана "Дамба Даржалин":
– Сидит на черепахе нага - это символ постоянства, затем идёт цветок лотоса - символ чистоты. Дальше уже идёт небесная богиня, связанная с водой. А сам Лусууд-Хан он уже считается началом мужским.
Как Хозяину местности, Королю Варуне, помимо основных даров, поднесли дополнительные - моринхур и сухур. Именно эти музыкальные инструменты сопровождали большой молебен. Сотни верующих посвящали молитвы новому хранителю местности.
Молебен разделён на несколько этапов. Сначала все присутствующие погружаются на несколько часов в тексты сутр, затем угощают Лусуудов белой пищей, окропляя землю молоком.
Зоя Тугай, паломник из Заиграевского района:
– Мы просим, чтобы всё во всём мире, не только для меня конкретно, был мир, было процветание, благоденствие. Для этого белую пищу всю мы козьем молоком брызгаем.
Освятив статую, настоятель Байкальского дацана вместе с другими ламами, начинает гороо - обряд почитания Высших сил. Продолжая читать молитвы, священнослужители обращаются к Божествам.
Внимание верующие уделили каждой скульптуре. Нагиням также поднесли угощения и лампады.
Арсалан лама, представитель Тугнуйского дацана из Мухоршибирского района:
– Лампада освещает наши пути и Лусууд тоже освещает дороги. Мы через лампадку, через подношения все эти открываем себе дорогу и Хозяевам местности.
На сегодня изваяние Короля Нагов в Байкальском дацане - самое высокое в России. Увидеть его своими глазами приехали верующие из соседних стран и регионов.
Санчай башкы, Дид Камбы-лама Республики Тыва:
– Поддерживаем друг друга, приглашаем. Жаргал- лама у нас тоже был в Эрзинском районе, на открытии древнейшего в Эрзине хурээ был.
Сургаагтуу, житель аймака Шилин-Гол, Внутренняя Монголия:
– У нас во Внутренней Монголии монумента Владыки Варуны нет, но нам тоже очень близка по духу эта тема. Мы с особым почтением относимся к обитателям рек, озёр, да и воды в целом, поэтому мы не могли пройти мимо столь значимого события.
Считается, что все осадки, природные явления и даже катаклизмы происходят по велению этих существ. Марина Сафина приехала из Нижнего Новгорода. Сегодня она просит у Божеств стабильности погоды в своём регионе.
Марина Сафина, председатель Буддистского центра "Свет Учения Будды", г. Нижний Новгород:
– В этом году очень жаркое лето в Европейской части, тропические дожди, ливни, которые всё заливают и всё вот это меняется и поэтому это необходимо читать мантры Варуны, обращаться к нему.
Всю поверхность земли: реки, озёра и остальные воды Лусууды считают своим хозяйством. За нарушение их покоя они могут показать свой гнев.
Татьяна Костыгова, корреспондент:
– Верующие уверены: Байкал — это не просто место силы. Это сакральное озеро - связующее звено со всеми водами нашей планеты. А это значит, что все молитвы, которые сегодня были прочтены, владыка морей и океанов обязательно услышит.
Татьяна Костыгова, Баясхалан Будаев. Вести Бурятия.