Решение по делу об эвтаназии собак озвучили в Конституционном суде Российской Федерации 18 июля, спустя 5 месяцев после заседания в Верховном суде Бурятии. Представители Фемиды признали умерщвление безнадзорных собак исключительной мерой.
– Определения с основания для умерщвления животных без владельцев, размещённых в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных предполагает, что таковое может осуществляться, если конкретное животное без владельца совершило нападение на человека или проявляет немотивированную агрессивность, либо является возбудителем, носителем опасных болезней.
Евгения Цыренжапова - заместитель начальника Управления ветеринарии Бурятии:
– Также Конституционный суд отметил, что умерщвление допускается в случае сложившейся в регионе "экстраординарной" ситуации для обеспечения безопасности граждан от нападения животных без владельцев, от распространения переносимых ими опасных для человека болезней и когда организация других мероприятий не может привести к разрешению этой ситуации. При этом данная мера должна иметь временный характер и предусматривать разумный срок и условия возможности обнаружения животного его владельцем.
По мнению Сергея Егорова, юриста по защите прав животных из Новосибирска, невостребованных собак , которых не забрали спустя 30 дней из пунктов временного содержания, теперь усыплять нельзя. Но истцы обратили внимание на размытость формулировок .
Сергей Егоров - юрист по защите прав животных (г. Новосибирск):
– Суд указал, что подлежат умерщвлению животные в случае нападения на людей, доказанных, а также в случае проявления немотивированной агрессии. В Федеральном Законе 498 есть упоминание этих двух слов, но нет разъяснения. Никто не знает, что такое "немотивированная агрессия" , разве что зоопсихологи - люди, которые с этим действительно работают.
В Конституционном суде так же уточнили, что основаниями для эвтаназии не могут служить ни загруженность приютов, ни оптимизация бюджетных расходов. Это постановление не подлежит обжалованию и не требует подтверждения другими органами.
Семён Матхеев - председатель Комитета НХ Бурятии по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку:
– Когда есть угроза безопасности, а тем более жизни, здоровью людей. Это в любом случае считается экстраординарным случаем. Никаких других оснований для умерщвления собак мы не видели. Никакого другого смысла в этом нет.
Олег Булутов - общественный деятель:
- Решение Конституционного суда просто поставило всё на свои места и сейчас нужно всё просто приводить в соответствие.
На этом история не закончена. Верховному суду Бурятии ещё предстоит вынести свое решение, после которого будет принято окончательное - о возможном изменении регионального законодательства.
Татьяна Костыгова, Олег Аносов. Вести Бурятия.