Эта икона оказалась в руках Олега Шулепова два года назад. Её принёс житель Улан-Удэ, который обнаружил старинное изображение на чердаке своего дома. Работая с архивами, реставратор наткнулся на фотографию первого иконостаса Свято-Одигитриевского собора и обратил внимание на удивительное сходство принесённой ему реликвии с иконами на архивном фото.
Олег Шулепов, иконописец-реставратор:
- Когда я только увидел, что икона овальными контурами и со старыми фотографиями, которые тоже овальные, я думаю так это же икона с иконостаса. Вот просто сходится.
С этого момента и началась активная работа над иконой. Здесь хорошо видно, как она выглядела, когда её только принесли в мастерскую, и как стала раскрываться в процессе реставрации. Кропотливая работа растянулась на недели, предстояло убрать слой за слоем, прежде чем добрались до оригинала.
Олег Шулепов, иконописец-реставратор:
- Мы видим перед собой икону середины 18 века. В нашем городе редко найдешь такую икону, потому что были привозные, были и 17 век, были и более ранние. Но эта икона, она здесь родилась вместе с иконостасом, она писанная икона.
После очистки от слоя эмали, лик открылся в полной мере. Иоанн Креститель указывает на Того, Кто пришёл, чтобы спасти мир. А в самом низу подпись, предположительно автора Федосея Плесовскова. Эта нехарактерная деталь натолкнула реставратора на версию о том, кем мог быть создатель иконы.
Олег Шулепов, иконописец-реставратор:
- И художник, который владеет техникой академа, он, по-видимому, попробовал себя и в иконописи. У нас же много художников, которые были мирянинами, а потом писали и расписывали храмы в академическом стиле.
Сейчас идёт постепенное укрепление красочного слоя. Специальными лаками в определенных пропорциях икону буквально "напитывают". На вопрос: какова же дальнейшая её судьба, будет она в храме или музее, Олег Шулепов отвечает: сейчас об этом говорить рано, реставрация продолжается, а икона все равно найдёт свой дом.