Малоэтажная периферия, куда не запустить большие автобусы, компактный центр, где сосредоточены основные точки притяжения и очень сильный дисбаланс во всём - в длине, кривизне, дублировании маршрутов - таков Улан-Удэ глазами разработчиков маршрутной сети. Работа по созданию новой транспортной системы столицы Бурятии началась еще в пиковый сезон - в сентябре, причем использовались обезличенные данные сотовых операторов о перемещении пассажиров - откуда и куда, в какое время человек едет.
Юрий Попов, исполнительный директор ООО "Агентство дорожной информации "РАДАР":
- На основе этого мы смогли оптимизировать количество подвижного состава на каждом участке, на этом плече едет столько-то человек, столько автобусов должно быть, то есть мы выравнивали нагрузку по всей сети, кое-где это привело к сокращению маршрутов, в любом случае каждый пассажир будет обеспечен транспортом.
Новая транспортная система будет реализована в три этапа, включая начальный, который подразумевает закупку 124 автобусов большой и средней вместимости. В бюджете города уже заложен авансовый платеж лизинговой компании в размере 2 миллиардов 300 миллионов рублей, первые поставки планируются на третий квартал этого года.
Игорь Шутенков, мэр Улан-Удэ:
- Транспортная модель, которую разработали наши партнеры, наши исполнители предусматривает приобретение автобусов, уменьшение параллельных маршрутов, дублированных маршрутов, внедрение нового тарифного меню, и соответственно, расчет экономики, расчет экономики для наших граждан. Транспортная модель, которая была предложена, берется нами в работу.
Из-за большой протяженности, дублирования и неэффективности предлагается отменить несколько маршрутов, к примеру, номера 4, 21, 23, 25, в последующем - маршруты 70, 71, 27, а некоторые - изменить, что позволит увеличить долю пассажиропотока трамвая, а также запустить автобусы большого и среднего класса на магистральных улицах, а это, в свою очередь, предполагает изменение тарифов - введения возможности льготной пересадки пассажиров, и покупки проездных билетов разных видов, к примеру, безлимитного проездного на целый год.
Бальжинима Дамбаев, корреспондент ГТРК «Бурятия»:
- Новая маршрутная сеть Улан-Удэ должна объединить 777 остановок общественного транспорта, при этом показателем эффективности должно стать уменьшение среднего времени поездки, включая ожидание на остановке, с 44 минут до 41 минуты.
Кроме того, ожидаются улучшение регулярности движения, транспортной доступности для населения, повышение средней скорости сообщения, хоть и на микроскопические 0.4 километра в час.
Сергей Бурдиков, председатель Комитета городского хозяйства, транспорта и связи Улан-Удэнского городского Совета депутатов:
- 15 километров в час, которые сейчас есть, это крайне мало для городского транспорта и то, что через четыре года должны прийти к 15.9 км в час — это тоже нас совершенно не устраивает.
И подобных факторов, которые нужно учесть, очень много, это и введение новых инфраструктурных объектов - как, к примеру, школы на Левом берегу, третьего моста через Уду или постоянное увеличение количества личного транспорта, поэтому планируемая модель будет меняться в соответствии с требованиями - гарантийный срок обслуживания программы составляет 2 года. Новая маршрутная сеть повлечет кардинальное изменение ситуации в сфере перевозок, однако, администрация города подчеркивает, что муниципалитет не собирается становиться монополистом на рынке, а хочет работать в тесной связке с частниками и просит жителей Улан-Удэ с пониманием отнестись к нововведениям.